Сообщение об ошибке

  • Notice: Trying to access array offset on value of type null в функции taxonomy_menu_trails_init() (строка 102 в файле /var/www/tigersoft/data/www/dev01.3364339.ru/sites/all/modules/taxonomy_menu_trails/taxonomy_menu_trails.module).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null в функции taxonomy_menu_trails_init() (строка 102 в файле /var/www/tigersoft/data/www/dev01.3364339.ru/sites/all/modules/taxonomy_menu_trails/taxonomy_menu_trails.module).

Об итогах деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея в 2010 году по обеспечению благоприятной среды обитания населения

Проблема обеспечения благоприятной среды обитания населения продолжает оставаться актуальной. К числу определяющих факторов охраны здоровья населения относится качество атмосферного воздуха, обеспечение населения доброкачественной питьевой водой, сохранение санитарной безопасности почвы, создание безопасных условий труда.

По данным социально-гигиенического мониторинга основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в республике является автотранспорт. Население, проживающее вблизи автомагистралей, испытывает вредное воздействие высоких концентраций химических веществ, повышенную шумовую нагрузку. Удельный вес проб атмосферного воздуха, не отвечающих гигиеническим требованиям, в зоне влияния автомагистралей, составляет 65 % от всех нестандартных проб.

Поэтому основой градостроительства на территориях различного уровня является соблюдение принципов функционального зонирования. Актуальными в республики являются вопросы территориального планирования. Отсутствие документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, оцифрованных карт населенных пунктов с нанесением на них объектов, инженерной инфраструктуры, установленных границ санитарно-защитных зон приводит к строительству потенциально опасных объектов в жилой зоне. В республике в санитарно-защитных зонах предприятий проживает 4763 человека. Наличие жилых домов в границах санитарно-защитных зон промышленных предприятий, кроме возможного ухудшения здоровья населения, жалоб на условия проживания, может повлечь за собой проблемы правового характера, связанные с отселением жителей, возмещение ущерба за вред, причиненный здоровью и ответственность должностных лиц допустивших эти нарушения.

Образование отходов производства и потребления с одной стороны является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества, а с другой создают угрозу его благополучию, являясь источниками загрязнения среды обитания. Поэтому одной из наиболее острых нерешенных проблем, остается управление бытовыми, промышленными и биологическими отходами, сохранение санитарной безопасности почвы, поверхностных и подземных вод.

По данным надзора в сфере обращения с отходами имеют место многочисленные нарушения санитарного законодательства. В республике отсутствует система сбора и утилизации медицинских и биологических отходов от лечебных учреждений и объектов коммунально-бытового обслуживания.

Остро стоит вопрос утилизации компактных люминесцентных ламп находящихся у населения, особенно в связи с поэтапным отказом от использования ламп накаливания вплоть до возможного запрета их оборота. В настоящее время, из-за плохой информированности и безответственности граждан, отработанные люминисцентные лампы выбрасываются вместе с обычным мусором, что недопустимо. В республике отсутствует необходимая инфраструктура по централизованному сбору и утилизации компактных люминесцентных ламп в отношении потребительского сектора их использования.

Несмотря на увеличение охвата населения планово-регулярной  очисткой с 60 % в 2009 г. до 71,4% за счет ее организации для 25 тысяч человек проживающих в 18 населенных пунктах  расположенных на территории Ханского сельского поселения, Тульского городского поселения, Кировского, Тимирязевского, Абадзехского,  Кужорского, Победенского сельских поселений Майкопского района, низкой остается ее эффективность.

На имеющихся полигонах для утилизации  твердых бытовых отходов  нарушаются технологии складирование отходов (без изоляционных слоев или с нерегулярными уплотнениями и промежуточной изоляцией); не проводится мониторинг за качеством подземных, поверхностных вод, почвы, атмосферного воздуха  на границе санитарно-защитной зоны и в местах размещения полигонов; не ведется учет принимаемых отходов. Так, учет поступающих бытовых отходов ведется только на трех полигонах  (г.Майкоп, п.Майский Кошехабльского района, п.Энем Тахтамукайского района) из 52, производственный контроль за эксплуатацией полигона осуществляется только в г.Майкопе.

Органы местного самоуправления не принимают должных мер по реализации Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» на территориях муниципальных образований.

В 2010 г. надзором за санитарным состоянием территорий было охвачено 63 населенных пункта расположенных в 11 сельских поселениях. В ходе проверок выявлено 112 санитарных правонарушений, привлечено к административной ответственности 16 должностных лиц по ст.6.3 и 8.2  КоАП РФ. 

В результате несоблюдения санитарного законодательства при обращении с отходами производства и потребления, наличие бродячих животных ухудшилось санитарное состояние почвы населенных мест. Так количество исследованных проб почвы не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим и паразитологическим  показателям в 2010 г. составило 4 %  и 0,7 % соответственно, что выше показателей 2009 г.(2,6% и 0,5%) в 1,5 раза.

Осуществление государственного надзора за обеспечением населения доброкачественной питьевой водой продолжает оставаться одним из приоритетных направлений деятельности службы. В республике медленными темпами решается проблема обеспечения населения питьевой водой из централизованных систем водоснабжения. Так из 226 населенных пунктов не имеют централизованного водоснабжения 88 (38,9%), 57 населенных пунктов (25,2%) имеют смешанный тип водоснабжения, охват населения нецентрализованным водоснабжением в целом по республике составляет 23% (101690человек).

В соответствии с утвержденными Роспотребнадзором критериями оценки качества водыв республике 96,3 % населения употребляют воду, соответствующую требованиям санитарного законодательства, из них обеспечено доброкачественной питьевой водой  305608 человека (69 %); условно доброкачественной -121365 человек (27,3%); недоброкачественной питьевой водой -16195 человек (3,6 %).

Одной из важных проблем безопасности водоснабжения является этап водоподготовки. В республике используются примитивные методы очистки питьевой воды, отсутствуют эффективные компактные технологические схемы очистки. Обеззараживающие установки, предусмотренные технологией водоподготовки, функционируют на 21 водопроводе из 32 (66%) (г. Адыгейск, Шовгеновский, Кошехабльский, Тахтамукайский, Теучежский и Майкопский (на подземных источниках)  районы). Не подвергается постоянному обеззараживанию вода из  незащищенных источников - родников.

По-прежнему имеют место превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ, наиболее распространенными среди которых является повышенное  содержание железа и марганца Железо в концентрациях превышающих  ПДК  наиболее часто присутствует в воде  централизованных систем питьевого водоснабжения г. Майкопа, г. Адыгейска, ст. Гиагинской, а.Тахтамукай, п.Тлюстенхабль, а. Понежукай, а. Нешукай, а. Натухай и др.

Водопроводная сеть республики представлена 191 водопроводом, из них было проверено в течение года 39, что составляет 20 %. Состояние большинства водопроводов не отвечает требованиям санитарного законодательства в части организации производственного контроля и проведения своевременных профилактических мероприятий.

По данным 2010 года в водопроводной сети  доля проб не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и микробиологическим показателям осталась на уровне прошлого года и составила 1%. Употребляли воду, не отвечающую гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям жители г. Адыгейска, ст.Гиагинская, п. Яблоновского, п.Энем, а. Уляп, ст. Новосвободная, п. Усть-Сахрай.  Перебои с водой, особенно в летний период, испытывает население п. Энем, п. Каменномостского, ст. Гиагинской, а. Тлюстенхабль, г. Адыгейска.

Нерешенной остается проблема разграничения ответственности за качество воды подаваемой населению между ресурсоснабжающими организациями и организациями, предоставляющими коммунальные услуги по водоснабжению населения. Так например, МУП «Майкопводоканал» осуществляет подачу питьевой воды до границы многоквартирного жилого дома, а управляющие компании  которые согласно договора на оказание коммунальных услуг с абонентами берут на себя ответственность за качество воды подаваемой населению при этом не имея информации о качестве подаваемой водоканалом воды и лабораторной базы для осуществления контроля качества поступающей воды. 

Не осуществляется производственный лабораторный контроль качества воды на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. В 2010 году Управлением Роспотребнадзора по Республике Адыгея  была дана оценка организации водоснабжения населения западной части города Майкопа и 32 населенных пунктах в  муниципальных образованиях «Каменномостское городское поселение», «Даховское сельское поселение», «Кужорское сельское поселение», «Тимирязевское сельское поселение», «Кировское», «Козетское» и «Мамхегское поселение» где проживает более 75 тысяч человек. В ходе проверок установлено, что сельское население страдает от нехватки чистой воды и вынуждено потреблять воду, загрязненную вредными химическими и биологическими ингредиентами (нитратами, колиформными бактериями). В указанных сельских поселениях получали недоброкачественную воду более 6000 чел. и 5186 чел.  имели недостаточный доступ к питьевой воде в летний период. Так же в ходе проверок было установлено, что главами администраций в нарушение ст.14. Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  не в полной мере решены вопросы по организации водоснабжения населения. Не организован производственный контроль за качеством питьевой воды из источников нецентрализованного водоснабжения, не проводятся мероприятия по своевременной очистке и текущему ремонту общественных колодцев  с последующей дезинфекцией. 

В течение года за допущенные нарушения требований санитарного законодательства к питьевой воде, питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, к эксплуатации и содержанию территории зон санитарной охраны источников водоснабжения были привлечены к административной ответственности 2 юридических лица и 9 должностных лиц по статьям 6.3, 6.5, 8.42 КоАП РФ.

Информация по результатам оценки водоснабжения в п.Трехречный, х.Карми-рахст, п.Каменномостский и ст.Безводная Майкопского района были направлены в прокуратуру г. Майкопа и Майкопского района для принятия мер прокурорского реагирования.

В результате принятых мер:

- администрацией МО «Майкопский район» выделены средства на приведение в соответствие источников нецентрализованного водоснабжения в ст.Безводная;

 - МО «Даховское сельское поселение»  проведен ремонт источников нецентрализованного водоснабжения, разработан план  проведения реконструкции сетей водоснабжения в п.Усть-Сахрай;

- МО «Кужорское сельское поселение» проведен ремонт водозаборных сооружений в п.Трехречный.

Устойчивое социально-экономическое развитие страны зависит от уровня здоровья, численности населения трудоспособного возраста.

На предприятиях и организациях Республики Адыгея трудятся около 150 тысяч человек на 112 тыс. рабочих мест.

В течение года Управлением осуществлялся надзор за условиями труда работающих в промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте. В ходе надзора с использованием лабораторных методов было оценено 2733 рабочих места, из них 329 (12 %) не соответствовали гигиеническим требованиям. Наиболее неблагоприятные условия труда  отмечались на автотранспортных предприятиях, в сельском хозяйстве, дорожном строительстве, в  деревообрабатывающей промышленности, в машиностроении, в текстильном производстве, на объектах транспортировки и распределения газа.

С целью профилактики профессионального рака в 2010 году в Управлении начата работа по паспортизации канцерогеноопасных организаций. Однако данная работа идет медленными темпами, так в течение года представлено на согласование в Управление только 2 паспорта. Хотя по имеющимся данным канцерогеноопасные факторы имеются на 153 предприятиях (на которых трудятся 1028 человек). В основном это объекты деревообрабатки, асфальто-бетонное производство, предприятия по ремонту автотранспортных средств, дорожное строительство, АЗС, производство строительных материалов на которых работники контактируют с древесной пылью, минеральными маслами, толуолом, формальдегидом, бензапиреном, бензолом, отработанными газами дизельных двигателей и тд..

Хотя в 2010 г. и отмечается положительная динамика в проведении работ по аттестации рабочих мест (количество рабочих мест на которых проведена аттестация увеличилось по сравнению с 2009 г. в 6,5 раза), однако эта работа в республике проводится медленными темпами. Так по данным Министерства труда и социального развития РА за 5 лет только 938 предприятий (9% от стоящих на контроле) провели аттестацию 11358 рабочих мест (что составляет 10,14% от числа подлежащих аттестации). На аттестованных рабочих местах работает 16755 человек.

По результатам аттестации условия труда на 2394 р.м. (51 % аттестованных рабочих мест) отнесены к допустимым  (в 2009 г. -39 %) и 49 % к вредным, в основном по показателю тяжести трудового процесса (в 2009 г. - 61%). Однако руководители предприятий не заинтересованы в результатах аттестации и не используют ее данные для разработки мероприятий по улучшению условий труда.

Неудовлетворительные и опасные условия труда являются фактором риска в развитии не только профессиональных заболеваний, но также способствуют росту числа профессионально обусловленных заболеваний. По данным дополнительной диспансеризации работающих в 2010 г. из 7215 человек практически здоровыми являются только 2436 (33,8 %), 690 человек (9,6 %) составляют группу риска развития заболеваний, 4089 (56,7 %) нуждаются в дополнительном лечении и обследовании.

Предварительные и периодические медицинские осмотры являются важнейшим условием раннего выявления нарушения здоровья, возникающего под влиянием вредных производственных факторов. Однако низкая требовательность к лечебно-профилактическим учреждениям на этапе лицензирования деятельности при их допуске к  проведению медосмотров лиц, работающих с вредными производственными факторами не может обеспечить качество медицинских профилактических мероприятий, поэтому профессиональные заболевания выявляются несвоевременно, когда уже проявляются ограничения трудоспособности и требуется возмещение ущерба, нанесенного здоровью.

Результаты проверок показывают низкий уровень знаний руководителями требований нормативных документов по организации м/о, что приводит к  неполному  учету  лиц,  подлежащих  медосмотру. В ходе надзора на 37 объектах были выявлены нарушения в организации прохождения медосмотров, за которые 33 должностных и 4 юридических лица были привлечены к административной ответственности.

Итогом реализации мер направленных на обеспечение прав граждан на охрану здоровья явилось увеличение охвата работающих с вредными и опасными производственными факторами периодическими медицинскими осмотрами по сравнению с 2009 г. с 87,9 % до 93,4 %. Однако охват медосмотрами работающих в Шовгеновском, Кошехабльском и Красногвардейском районах значительно ниже среднереспубликанского показателя.

В лечебных учреждениях, проводящих периодические медицинские осмотры не решены вопросы выделения штатных должностей профпатологов. Повсеместно серьезной проблемой остается участие онкологов и аллергологов в проведении медосмотров у лиц, контактирующих с канцерогенами и аллергенами. Проведение профмедосмотров без привлечения необходимых специалистов и  регламентированных исследований делают медосмотры формальным мероприятием и не позволяет своевременно диагностировать профессиональную  патологию.

Увеличение охвата м/о не сказалось на качестве их проведения. Так в ходе проведения периодических медицинских осмотров практически не выявляются профессиональные заболевания. Ежегодно в республике регистрируется только 2-3 случая профзаболеваний. Медицинскими учреждениями крайне медленно решаются вопросы установления окончательного диагноза профессионального заболевания. Так за период 2008-2010 годы установлено только 6 случаев профзаболеваний (по 2 случая ежегодно), хотя предварительный диагноз профзаболевания был выставлен 11 работающим в 2008 г., 25 работающим в 2009 г. и 4 в 2010 году.  Работа по данным направления будет продолжена в 2011 году.

Коваленко Е. С.,  начальник отдела  надзора за условиями труда, состоянием среды обитания и условиями проживания

При использовании материалов ссылка на сайт Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея обязательна