Опубликовано пн, 02/21/2011 - 03:00 пользователем admin Проблема обеспечения благоприятной среды обитания населения продолжает оставаться актуальной. К числу определяющих факторов охраны здоровья населения относится качество атмосферного воздуха, обеспечение населения доброкачественной питьевой водой, сохранение санитарной безопасности почвы, создание безопасных условий труда. По данным социально-гигиенического мониторинга основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в республике является автотранспорт. Население, проживающее вблизи автомагистралей, испытывает вредное воздействие высоких концентраций химических веществ, повышенную шумовую нагрузку. Удельный вес проб атмосферного воздуха, не отвечающих гигиеническим требованиям, в зоне влияния автомагистралей, составляет 65 % от всех нестандартных проб. Поэтому основой градостроительства на территориях различного уровня является соблюдение принципов функционального зонирования. Актуальными в республики являются вопросы территориального планирования. Отсутствие документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, оцифрованных карт населенных пунктов с нанесением на них объектов, инженерной инфраструктуры, установленных границ санитарно-защитных зон приводит к строительству потенциально опасных объектов в жилой зоне. В республике в санитарно-защитных зонах предприятий проживает 4763 человека. Наличие жилых домов в границах санитарно-защитных зон промышленных предприятий, кроме возможного ухудшения здоровья населения, жалоб на условия проживания, может повлечь за собой проблемы правового характера, связанные с отселением жителей, возмещение ущерба за вред, причиненный здоровью и ответственность должностных лиц допустивших эти нарушения. Образование отходов производства и потребления с одной стороны является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества, а с другой создают угрозу его благополучию, являясь источниками загрязнения среды обитания. Поэтому одной из наиболее острых нерешенных проблем, остается управление бытовыми, промышленными и биологическими отходами, сохранение санитарной безопасности почвы, поверхностных и подземных вод. По данным надзора в сфере обращения с отходами имеют место многочисленные нарушения санитарного законодательства. В республике отсутствует система сбора и утилизации медицинских и биологических отходов от лечебных учреждений и объектов коммунально-бытового обслуживания. Остро стоит вопрос утилизации компактных люминесцентных ламп находящихся у населения, особенно в связи с поэтапным отказом от использования ламп накаливания вплоть до возможного запрета их оборота. В настоящее время, из-за плохой информированности и безответственности граждан, отработанные люминисцентные лампы выбрасываются вместе с обычным мусором, что недопустимо. В республике отсутствует необходимая инфраструктура по централизованному сбору и утилизации компактных люминесцентных ламп в отношении потребительского сектора их использования. Несмотря на увеличение охвата населения планово-регулярной  очисткой с 60 % в 2009 г. до 71,4% за счет ее организации для 25 тысяч человек проживающих в 18 населенных /пунктах  расположенных на территории Ханского сельского поселения, Тульского городского поселения, Кировского, Тимирязевского, Абадзехского,  Кужорского, Победенского сельских поселений Майкопского района,/ низкой остается ее эффективность. На имеющихся полигонах для утилизации  твердых бытовых отходов  нарушаются технологии складирование отходов (без изоляционных слоев или с нерегулярными уплотнениями и промежуточной изоляцией); не проводится мониторинг за качеством подземных, поверхностных вод, почвы, атмосферного воздуха  на границе санитарно-защитной зоны и в местах размещения полигонов; не ведется учет принимаемых отходов. Так, учет поступающих бытовых отходов ведется только на трех полигонах  (г.Майкоп, п.Майский Кошехабльского района, п.Энем Тахтамукайского района) из 52, производственный контроль за эксплуатацией полигона осуществляется только в г.Майкопе. Органы местного самоуправления не принимают должных мер по реализации Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» на территориях муниципальных образований. В 2010 г. надзором за санитарным состоянием территорий было охвачено 63 населенных пункта расположенных в 11 сельских поселениях. В ходе проверок выявлено 112 санитарных правонарушений, привлечено к административной ответственности 16 должностных лиц по ст.6.3 и 8.2  КоАП РФ.  В результате несоблюдения санитарного законодательства при обращении с отходами производства и потребления, наличие бродячих животных ухудшилось санитарное состояние почвы населенных мест. Так количество исследованных проб почвы не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим и паразитологическим  показателям в 2010 г. составило 4 %  и 0,7 % соответственно, что выше показателей 2009 г.(2,6% и 0,5%) в 1,5 раза. Осуществление государственного надзора за обеспечением населения доброкачественной питьевой водой продолжает оставаться одним из приоритетных направлений деятельности службы. В республике медленными темпами решается проблема обеспечения населения питьевой водой из централизованных систем водоснабжения. Так из 226 населенных пунктов не имеют централизованного водоснабжения 88 (38,9%), 57 населенных пунктов (25,2%) имеют смешанный тип водоснабжения, охват населения нецентрализованным водоснабжением в целом по республике составляет 23% (101690человек). В соответствии с утвержденными Роспотребнадзором критериями оценки качества воды**в республике 96,3 % населения употребляют воду, соответствующую требованиям санитарного законодательства, из них обеспечено доброкачественной питьевой водой  305608 человека (69 %); условно доброкачественной -121365 человек (27,3%); недоброкачественной питьевой водой -16195 человек (3,6 %). Одной из важных проблем безопасности водоснабжения является этап водоподготовки. В республике используются примитивные методы очистки питьевой воды, отсутствуют эффективные компактные технологические схемы очистки. Обеззараживающие установки, предусмотренные технологией водоподготовки, функционируют на 21 водопроводе из 32 (66%) /(г. Адыгейск, Шовгеновский, Кошехабльский, Тахтамукайский, Теучежский и Майкопский (на подземных источниках)  районы). Не подвергается постоянному обеззараживанию вода из  незащищенных источников - родников./ По-прежнему имеют место превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ, наиболее распространенными среди которых является повышенное  содержание железа и марганца Железо в концентрациях превышающих  ПДК  наиболее часто присутствует в воде  централизованных систем питьевого водоснабжения г. Майкопа, г. Адыгейска, ст. Гиагинской, а.Тахтамукай, п.Тлюстенхабль, а. Понежукай, а. Нешукай, а. Натухай и др. Водопроводная сеть республики представлена 191 водопроводом, из них было проверено в течение года 39, что составляет 20 %. Состояние большинства водопроводов не отвечает требованиям санитарного законодательства в части организации производственного контроля и проведения своевременных профилактических мероприятий. По данным 2010 года в водопроводной сети  доля проб не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и микробиологическим показателям осталась на уровне прошлого года и составила 1%. Употребляли воду, не отвечающую гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям жители г. Адыгейска, ст.Гиагинская, п. Яблоновского, п.Энем, а. Уляп, ст. Новосвободная, п. Усть-Сахрай.  Перебои с водой, особенно в летний период, испытывает население п. Энем, п. Каменномостского, ст. Гиагинской, а. Тлюстенхабль, г. Адыгейска. Нерешенной остается проблема разграничения ответственности за качество воды подаваемой населению между ресурсоснабжающими организациями и организациями, предоставляющими коммунальные услуги по водоснабжению населения. Так например, МУП «Майкопводоканал» осуществляет подачу питьевой воды до границы многоквартирного жилого дома, а управляющие компании  которые согласно договора на оказание коммунальных услуг с абонентами берут на себя ответственность за качество воды подаваемой населению при этом не имея информации о качестве подаваемой водоканалом воды и лабораторной базы для осуществления контроля качества поступающей воды.  Не осуществляется производственный лабораторный контроль качества воды на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. В 2010 году Управлением Роспотребнадзора по Республике Адыгея  была дана оценка организации водоснабжения населения западной части города Майкопа и 32 населенных пунктах /в  муниципальных образованиях «Каменномостское городское поселение», «Даховское сельское поселение», «Кужорское сельское поселение», «Тимирязевское сельское поселение», «Кировское», «Козетское» и «Мамхегское поселение»/ где проживает более 75 тысяч человек. /В ходе проверок установлено, что сельское население страдает от нехватки чистой воды и вынуждено потреблять воду, загрязненную вредными химическими и биологическими ингредиентами (нитратами, колиформными бактериями)./ В указанных сельских поселениях получали недоброкачественную воду более 6000 чел. и 5186 чел.  имели недостаточный доступ к питьевой воде в летний период. Так же в ходе проверок было установлено, что главами администраций в нарушение ст.14. Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  не в полной мере решены вопросы по организации водоснабжения населения. Не организован производственный контроль за качеством питьевой воды из источников нецентрализованного водоснабжения, не проводятся мероприятия по своевременной очистке и текущему ремонту общественных колодцев  с последующей дезинфекцией.  В течение года за допущенные нарушения требований санитарного законодательства к питьевой воде, питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, к эксплуатации и содержанию территории зон санитарной охраны источников водоснабжения были привлечены к административной ответственности 2 юридических лица и 9 должностных лиц по статьям 6.3, 6.5, 8.42 КоАП РФ. Информация по результатам оценки водоснабжения в п.Трехречный, х.Карми-рахст, п.Каменномостский и ст.Безводная Майкопского района были направлены в прокуратуру г. Майкопа и Майкопского района для принятия мер прокурорского реагирования. В результате принятых мер: - администрацией МО «Майкопский район» выделены средства на приведение в соответствие источников нецентрализованного водоснабжения в ст.Безводная;  - МО «Даховское сельское поселение»  проведен ремонт источников нецентрализованного водоснабжения, разработан план  проведения реконструкции сетей водоснабжения в п.Усть-Сахрай; - МО «Кужорское сельское поселение» проведен ремонт водозаборных сооружений в п.Трехречный. Устойчивое социально-экономическое развитие страны зависит от уровня здоровья, численности населения трудоспособного возраста. На предприятиях и организациях Республики Адыгея трудятся около 150 тысяч человек на 112 тыс. рабочих мест. В течение года Управлением осуществлялся надзор за условиями труда работающих в промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте. В ходе надзора с использованием лабораторных методов было оценено 2733 рабочих места, из них 329 (12 %) не соответствовали гигиеническим требованиям. Наиболее неблагоприятные условия труда  отмечались на автотранспортных предприятиях, в сельском хозяйстве, дорожном строительстве, в  деревообрабатывающей промышленности, в машиностроении, в текстильном производстве, на объектах транспортировки и распределения газа. С целью профилактики профессионального рака в 2010 году в Управлении начата работа по паспортизации канцерогеноопасных организаций. Однако данная работа идет медленными темпами, так в течение года представлено на согласование в Управление только 2 паспорта. Хотя по имеющимся данным канцерогеноопасные факторы имеются на 153 предприятиях (на которых трудятся 1028 человек). В основном это объекты деревообрабатки, асфальто-бетонное производство, предприятия по ремонту автотранспортных средств, дорожное строительство, АЗС, производство строительных материалов на которых работники контактируют с древесной пылью, минеральными маслами, толуолом, формальдегидом, бензапиреном, бензолом, отработанными газами дизельных двигателей и тд.. Хотя в 2010 г. и отмечается положительная динамика в проведении работ по аттестации рабочих мест (количество рабочих мест на которых проведена аттестация увеличилось по сравнению с 2009 г. в 6,5 раза), однако эта работа в республике проводится медленными темпами. Так по данным Министерства труда и социального развития РА за 5 лет только 938 предприятий (9% от стоящих на контроле) провели аттестацию 11358 рабочих мест (что составляет 10,14% от числа подлежащих аттестации). На аттестованных рабочих местах работает 16755 человек. По результатам аттестации условия труда на 2394 р.м. (51 % аттестованных рабочих мест) отнесены к допустимым  (в 2009 г. -39 %) и 49 % к вредным, в основном по показателю тяжести трудового процесса (в 2009 г. - 61%). Однако руководители предприятий не заинтересованы в результатах аттестации и не используют ее данные для разработки мероприятий по улучшению условий труда. Неудовлетворительные и опасные условия труда являются фактором риска в развитии не только профессиональных заболеваний, но также способствуют росту числа профессионально обусловленных заболеваний. По данным дополнительной диспансеризации работающих в 2010 г. из 7215 человек практически здоровыми являются только 2436 (33,8 %), 690 человек (9,6 %) составляют группу риска развития заболеваний, 4089 (56,7 %) нуждаются в дополнительном лечении и обследовании. Предварительные и периодические медицинские осмотры являются важнейшим условием раннего выявления нарушения здоровья, возникающего под влиянием вредных производственных факторов. Однако низкая требовательность к лечебно-профилактическим учреждениям на этапе лицензирования деятельности при их допуске к  проведению медосмотров лиц, работающих с вредными производственными факторами не может обеспечить качество медицинских профилактических мероприятий, поэтому профессиональные заболевания выявляются несвоевременно, когда уже проявляются ограничения трудоспособности и требуется возмещение ущерба, нанесенного здоровью. Результаты проверок показывают низкий уровень знаний руководителями требований нормативных документов по организации м/о, что приводит к  неполному  учету  лиц,  подлежащих  медосмотру. В ходе надзора на 37 объектах были выявлены нарушения в организации прохождения медосмотров, за которые 33 должностных и 4 юридических лица были привлечены к административной ответственности. Итогом реализации мер направленных на обеспечение прав граждан на охрану здоровья явилось увеличение охвата работающих с вредными и опасными производственными факторами периодическими медицинскими осмотрами по сравнению с 2009 г. с 87,9 % до 93,4 %. Однако охват медосмотрами работающих в Шовгеновском, Кошехабльском и Красногвардейском районах значительно ниже среднереспубликанского показателя. /В лечебных учреждениях, проводящих периодические медицинские осмотры не решены вопросы выделения штатных должностей профпатологов. Повсеместно серьезной проблемой остается участие онкологов и аллергологов в проведении медосмотров у лиц, контактирующих с канцерогенами и аллергенами. Проведение профмедосмотров без привлечения необходимых специалистов и  регламентированных исследований делают медосмотры формальным мероприятием и не позволяет своевременно диагностировать профессиональную  патологию. / Увеличение охвата м/о не сказалось на качестве их проведения. Так в ходе проведения периодических медицинских осмотров практически не выявляются профессиональные заболевания. Ежегодно в республике регистрируется только 2-3 случая профзаболеваний. Медицинскими учреждениями крайне медленно решаются вопросы установления окончательного диагноза профессионального заболевания. Так за период 2008-2010 годы установлено только 6 случаев профзаболеваний (по 2 случая ежегодно), хотя предварительный диагноз профзаболевания был выставлен 11 работающим в 2008 г., 25 работающим в 2009 г. и 4 в 2010 году.  Работа по данным направления будет продолжена в 2011 году. *Коваленко Е. С.,  начальник отдела  надзора за условиями труда, состоянием среды обитания и условиями проживания* При использовании материалов ссылка на сайт Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея обязательна