История

От СЭС до Роспотребнадзора

(История развития службы)

Календарь  России пестрит датами начала и окончания войн, революций, социальных потрясений и катаклизмов. Однако, несмотря на это в нашей стране за последнее столетие не случалось массовых эпидемий опасных заболеваний. Немалая заслуга в этом принадлежит санитарно- эпидемиологической службе.

Первыми противоэпидемическими учреждениями в России  считаются постоянные пограничные карантины, которые возникли в середине 18 века для ограждения территории страны от проникновения инфекционных заболеваний из-за рубежа. Необходимость создания специальных учреждений санитарно- эпидемиологического профиля зародилась в 70-х годах 19 века в недрах земской медицины, а в 1872 году была создана губернская санитарная комиссия. Основной этап организации санитарно- эпидемиологической службы в стране начался с издания 15 сентября 1922 года Декрета СНК РСФСР « О санитарных органах Республики». Были установлены структура санитарной организации, система санитарного надзора, определены права и обязанности санитарных врачей.

12 июля 1933 года - дата образования государственной санитарно- эпидемиологической службы Республики Адыгея.  Таким образом, в нынешнем, 2008 году санэпидслужба Адыгеи отметит свой юбилей - 75 лет. Формирование санитарно- эпидемиологической службы в Республике Адыгея имеет свою специфику, которая заключается в том, что в начале в молодой автономной области одновременно создавались лечебные и профилактические структуры.  Дело охраны здоровья населения Адыгеи совершенствовалось из года в год. Многолетний путь пройден санэпидслужбой Республики Адыгея в составе единой службы Российской Федерации.  В 2005 году было создано существующее по настоящее время Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея  (Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея).

Роспотребнадзор образовался в результате реорганизации трех структур: центра государственного санитарно- эпидемиологического надзора, управления госторгинспекции РФ по РА, а также антимонопольного министерства, точнее того его ведомства, которое занималось защитой прав потребителей. Кроме того, было создано специальное федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии», призванное обеспечивать деятельность Роспотребнадзора, то есть готовить заключения на основе проводимых испытаний и экспертиз,  проводить социально- гигиенический мониторинг. Функции этих двух структур четко разграничены. Роспотребнадзор является только контролирующей организацией и не имеет права на деятельность иного рода. Федеральное учреждение здравоохранения может помимо своих  прямых обязанностей, оказывать платные услуги населению. Ведь на сегодняшний день практически все товары, поступающие на потребительский рынок, нуждаются в проверке качества и безопасности. Ее могут осуществлять только специалисты. Поэтому данного вида услуги весьма востребованы среди предпринимателей, которые хотят торговать исключительно товарами, отвечающими всем необходимым требованиям и стандартам.  Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея занимается защитой прав потребителей, контролирует соблюдение правил продажи  отдельных,  предусмотренных законодательством видов товаров, выполнение работ, оказание услуг.  К основным задачам службы относятся также предупреждение вредного воздействия на человека факторов  среды обитания, профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения.

Тот факт, что ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Республике Адыгея"  и управление  Госторгинспекции, как отдельные организации  больше не существуют,  не означает ослабление  контроля.  Давление на предпринимателей со стороны  контролирующих служб, безусловно, уменьшилось, поскольку дублирование деятельности органов госсанэпиднадзора и госторгинспекции, которое ранее имело место, теперь исключается. Вместе с тем, любой вид предпринимательской деятельности  (производство товаров, их реализация, оказание населению услуг)  подвергается более строгому и полному  контролю.

Объединение сил, знаний и профессионального опыта специалистов обеих служб решило еще одну важную и общую проблему: освободило людей от хождения по кругу инстанций при решении возникающих вопросов. Таким образом, цель деятельности  Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - поддержка потребителя, защита его прав, обеспечение безопасности здоровья и жизни людей. Все вопросы, связанные с благополучием человека, находятся в компетенции одного органа, что позволяет более объективно и оперативно оценивать качество жизни людей. 

Головное учреждение территориальной службы Роспотребнадзора расположено в Майкопе.  В районах республики есть территориальные отделы.

В компетенцию службы Роспотребнадзора входит решение всех вопросов, связанных с защитой прав потребителя, развитием потребительского рынка. Образование Роспотребнадзора  привело к уменьшению количества проверок торговых мест и различных предприятий. Однако  сами проверки стали более глубокими и детальными. Несмотря на то, что деятельность Роспотребнадзора направлена в основном на защиту прав потребителя большое внимание уделяется развитию грамотных отношений с предпринимателями.  

Специалисты Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея  осуществляют санитарно-эпидемиологический надзор за производством  пищевых продуктов и реализацией их в торговой сети, состоянием окружающей среды и функционированием  коммунальных объектов - парикмахерских, бань, прачечных, общежитий. В поле зрения специалистов находится здоровье работающего населения и условия труда работающих, здоровье подрастающего поколения и эпидемиологическая обстановка Республики Адыгея.  Штат  Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея на сегодняшний день  насчитывает 60  человек. Это люди с высшим медицинским образованием,  высшим инженерным, экологическим, юридическим образованием, опытом и практическими навыками работы. Тысячи километров проехали специалисты Управления  Роспотребнадзора по Республике Адыгея, побывали во всех уголках республики, осуществляя санитарно-эпидемиологический надзор. Промышленные предприятия, дошкольные образовательные учреждения, школы,    летние детские оздоровительные учреждения, лечебно-профилактические учреждения и многое другое - сфера деятельности специалистов службы. Результатами  этой  деятельности стали - предотвращение пищевых отравлений и массовых инфекционных заболеваний, улучшение условий обучения и воспитания детей, улучшение условий труда работающих, снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности.  К нарушителям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения применяются меры административного воздействия - вынесение предупреждений, наложение штрафов, административное приостановление деятельности.

В сфере деятельности  службы Роспотребнадзора присутствует тесное переплетение терминов: через защиту прав потребителей мы должны прийти к благополучию человека. Перед специалистами Роспотребнадзора поставлена задача изучения причинно - следственных связей между качеством среды обитания, здоровьем и благополучием человека через защиту его потребительских прав.  Звучание слова «благополучие» настолько привычно, что, произнося его, мы даже не задумываемся о его смысле. Но термин «благополучие человека» изначально  очень неоднозначный. Ведь от того, что мы назовем благополучием, зависит наше отношение ко всему, что выходит за его пределы.

Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея,  являясь уполномоченным государством надзорным органом по обеспечению  благополучия населения и защите прав потребителей, может существенно влиять на принимаемые экономические и политические решения в государстве, располагая достоверной информацией о реальных событиях, происходящих  в каждом населенном пункте Республики Адыгея. Это касается здоровья населения и благополучия, как подконтрольных объектов, так и в целом среды обитания. 

Смысл надзорной деятельности  направлен не на разрушение, а на созидание  и очень важно, чтобы это понимали обе стороны: и проверяющие и проверяемые.  При осуществлении надзора важно, чтобы результатом надзорной деятельности не стал конфликт, а было понимание цели и смысла проверки. Формы и методы осуществления проверки должны быть в рамках уважения и законности. И если в силу субъективных причин у проверяемого возникает несогласие с результатами проверки, у него остается целый арсенал юридических процедур по оспариванию результатов проверки. Вместе с тем, самым главным итогом проверки должен стать общечеловеческий результат: созданы ли благоприятные условия для жизнедеятельности человека и если была угроза причинения вреда здоровью и качеству жизни человека, то устранена ли она».

Одним из главных принципов построения работы Управления Роспотребнадзора  по Республике Адыгея является открытость и гласность. Служба  готова идти на диалог со всеми заинтересованными лицами и отвечать на все возникающие вопросы. Наказывать - не самоцель, главное - объяснять, а при возникновении проблемы - решать ее.