Основные права потребителей
Понятие «потребитель» впервые предложил Президент США Джон Кеннеди, выступая в Конгрессе США 15 марта 1962 года. Он же сформулировал первые четыре основных права потребителей: право на информацию, право на безопасность, право на выбор, право быть услышанным. Всемирная организация союзов потребителей дополнила еще четыре права потребителей: право на удовлетворение основных нужд, право на возмещение, право на потребительское просвещение, право на здоровую окружающую среду.
Таким образом, существует 8 основных прав потребителей:
• право на удовлетворение основных нужд (на основные базовые товары и услуги, обеспечивающие выживание);
• право на безопасность (право быть защищенным от продуктов, производственных процессов и услуг, опасных для здоровья и жизни);
• право на информацию (право на защиту в случае мошеннически ложных или вводящих в заблуждение информации, рекламы, надписей на товарах либо иной практики и на обобщение фактов, необходимых для совершенствования обоснованного выбора);
• право на выбор (право возможности доступа к разным товарам и услугам по конкурентоспособным ценам);
• право на выражение интересов потребителей (право быть выслушанным: отстаивать свои интересы, побуждать правительственные и другие осуществляющие государственную политику органы принимать предложения потребителей к рассмотрению при формировании и осуществлении экономических и иных аспектов политики);
• право на возмещение (на удовлетворение основных претензий и возможность пользоваться правовой помощью для их удовлетворения);
• право на потребительское просвещение (право приобретать знания и навыки, позволяющие потребителю постоянно, в течение все жизни повышать грамотность по части отстаивания своих потребительских прав, а также воздействия на сферы производства и реализации товаров и услуг);
• право на здоровую окружающую среду.