Опубликовано ср, 05/26/2010 - 04:00 пользователем admin               Заслушав и обсудив доклад начальника отдела юридического обеспечения  З.Н. Богус о практике применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностными лицами Управления в 2009 году,  Коллегия отмечает, что  в целях совершенствования  деятельности  Управления  при осуществлении государственных функций по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, повышения уровня правовой работы для достижения наибольших результатов в реализации и обеспечении соблюдения требований действующего законодательства, юридическим отделом и отделом  организации надзора  Управления проводится постоянная работа в  указанных  направлениях.          За 2009 год    должностными лицами  Управления  было составлено 1208 протоколов об административных правонарушениях.              Большинство протоколов  - 507     ( 41 %)     составлены   по статье *6.3 КоАП**РФ -* общей правовой норме, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.           Наблюдалось повышение  уровня правильного применения  квалифицирующих признаков административного правонарушения, установленных КоАП РФ. Имеет место улучшение ориентирования в вопросах разграничения составов административных правонарушений и правилах их квалификации. Вследствие чего в 2008 году количество протоколов по общей правовой норме по  статье 6.3 составляло 686, в 2009 году- 507(41%), т.е. в 2009 году их количество относительно снизилось, вследствие чего возросло количество применяемых специальных составов, предусмотренных КоАП РФ.            Из предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях 58 составов, по которым должностные лица Роспотребнадзора уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях,  в целом по Управлению за  2009 год был применено   29 составов, что практически аналогично  2008 году. Значительное количество  административных  правонарушений, посягающих на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения,  выявлено по специальным статьям    Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: *ст. 6.4 КоАП РФ *- нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта - 45(3,7 %) *ст.6.5КоАП *РФ - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде - 92( 7,6 %),* ст.6.6 КоАП РФ *- нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения - 92 протокола (7,6 %),* ст.6.7 КоАП РФ *- нарушение санитарно -эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения - 70 (5,7 %) Количество составленных протоколов по ст.8.2, 10.8, 14.2, 14.5, 14.6, 14.15, 14.16 ч.3, 19.5, 19.14, 19.20 ч.1 и количество составленных протоколов   в области защиты прав потребителей: ст.14.8 ч.1 - 132 протокола   ст.14.4 ч.2 - 110 протоколов, ст.14.7  - 10 протоколов практически осталось на уровне 2008года.         Следует отметить, что в 2009 году Управлением были возбуждены административные дела по статьям КоАП РФ,  ранее не используемым в 2007-2008 годах: ст.14.3- нарушение законодательства о рекламе, ст.14.10 - незаконное использование товарного знака. По данным делам подведомственными органами  приняты решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности в виде штрафов.   Всего наложено административных штрафов на общую сумму 2 975 000 рублей, из которых  исполнено  постановлений на сумму 2 899 900  рублей, что составило 97,4 %.  За аналогичный период 2008г. было вынесено  административных  штрафов    на общую сумму 3 636 600 рублей. Значительное снижение  общего количества вынесенных постановлений по делу об административном правонарушении вызвано  уменьшением    количества материалов, поступивших  в Управление  из органов внутренних дел и органов прокуратуры (с 1240 в 2008г. до 596  в 2009г.) Среди субъектов административной ответственности по-прежнему больше привлекаются к ответственности должностные лица -  769, что составило 47 %.  Следует отметить, что в сравнении с 2008 годом в 1,7 раза  увеличилась доля привлеченных к административной ответственности юридических лиц - 55, что составило 3,4 %. Должностными лицами  Управления уделяется достаточно внимания выявлению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений  и  контролю  за их устранением. Всего внесено  в соответствующие организации и  должностным лицам  167 представлений. В    2009 году с целью пресечения грубых нарушений санитарного законодательства в суды направлено 32 протокола об административных правонарушениях, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности. Удельный вес удовлетворенных судом требований  о приостановлении деятельности хозяйствующих субъектов, грубо нарушающих требования действующего законодательства  составил 100%. Управлением проведен анализ причин неиспользования  должностными лицами в полном объеме, закрепленных за службой составов административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ. Так, по ст.7.2 ч.2, ст.7.8 ч.2, ст.8.5, ст.8.6 ч.2, ст.17.7, ст.17.9  КоАП РФ не возбуждалось административное производство в связи с тем, что при осуществлении надзорных мероприятий не выявлялись нарушения требований указанных статей КоАП РФ на объектах надзора. Ст.14.1ч.4,ст.19.20ч.3 не применялись ввиду отсутствия нарушений, при осуществлении деятельности предусмотренной специальным разрешением (лицензией).            По ст.14.34 ч.1, ч.2, ч.3, ч.4, ч.5, ч.6, ч.8  не были возбуждены административные производства в связи  с тем, что в плане работы Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея  на 2009 год  была запланирована проверка   одного розничного  рынка, а также в связи с отсутствием внеплановых проверок в отношении розничных рынков зарегистрированных на территории  Республики Адыгея.            При осуществлении надзорных мероприятий должностными лицами Управления не было установлено административных правонарушений против порядка управления,   предусмотренных  статьями 19.4, 19.6, 19.7, 19.19 ч.1, 19.20 ч., 19.20 ч.3,19.26 КоАП РФ.           По ст.15.12 ч.1, ч.2 КоАП РФ не возбуждалось административное производство в связи с тем, что при осуществлении надзора за предприятиями торговли, осуществляющими выпуск или реализацию алкогольной продукции и табачных изделий фактов выпуска или продажи товаров и продукции без маркировки или без нанесения информации предусмотренной законодательством Российской Федерации,  а также хранения, перевозки либо приобретения такой продукции в целях сбыта не было установлено.          Отсутствие административных производств по ст.18.17 ч.1 КоАП РФ  связано с тем, что  при осуществлении надзорных мероприятий фактов несоблюдения работодателем или заказчиком работ (услуг) ограничений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства не установлено.          По ст.19.19 ч.1 не возбуждалось административное производство в связи с тем, что объективная сторона данного правонарушения не охватывает действие или бездействие при продаже товаров, выполнения работ, оказания услуг, не соответствующих требованиям государственных стандартов. В связи с этим  выявляемые правонарушения были квалифицированы  по ст.14.4 КоАП РФ. Анализ судебной  практики,  за   2009 года показал,  что  благодаря проводимой работе по повышению уровня правовых знаний и навыков, практически отсутствуют нарушения, допущенные должностными лицами при возбуждении  производства по делу об административном правонарушении.  В 2009 году Управлением Роспотребнадзора по РА было вынесено  1617 постановлений  по делам об административных правонарушениях. В судебном порядке отменено одно постановление. Причиной отмены явилось нарушение порядка составления протокола об административном правонарушении, составленного в отношении юридического лица, находящегося в г.Санкт-Петербурге. Так протокол об административном правонарушении был составлен в  присутствии представителя юридического лица, действовавшего от имени юридического лица  на основании доверенности. Указанная доверенность предусматривала право на представление юридического лица  перед третьими лицами и перед всеми государственными органами, в том числе  в Роспотребнадзоре по вопросам ведения финансово-хозяйственной деятельности с правом подачи, получения документации и подписи в подаче и получении документов. Должностным лицом Управления извещение законного представителя    юридического лица было произведено  путем направления телефонограммы о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.                                   Однако Арбитражный суд Республики Адыгея пришел к выводу, что Управлением нарушен порядок привлечения юридического лица  к административной ответственности, указав, что направленная телефонограмма не может рассматриваться, как  надлежащее извещение законного представителя юридического лица.           Управлением были приняты меры  в целях соблюдения законности при производстве по делам об административных правонарушениях. Так на постоянно действующем семинаре по повышению квалификации должностных лиц Управления были проведены занятия по разъяснению требований  Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации, а также разъяснение Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 « О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».       Проведенный анализ применения мер обеспечения производства по делу (изъятие, арест) в целях назначения судом конфискации некачественной и опасной продукции, а также мер,  которые необходимо принять в целях решения указанных проблем, устранения недостатков и повышения эффективности правоприменительной практики показывает, что Управлением в полной мере  осуществляется  государственный  санитарно- эпидемиологический   надзор за качеством и безопасностью пищевой   продукции  и товаров  народного потребления  в целях  защиты потребительского рынка республики   от поступления и оборота потенциально опасной  и недоброкачественной продукции.          Так в 2009 году по материалам направленным специалистами Управления решением  Арбитражного суда РА юридическое лицо было  привлечено к ответственности в виде  штрафа   и  конфискации продукции.               Незначительное количество переданных в суды дел для назначения судом  конфискации некачественной и опасной продукции объясняется тем, что с целью предупреждения возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний и пищевых отравлений за  2009г  индивидуальными предпринимателями  и юридическими лицами добровольно  изъято   из оборота    667 партий некачественных и опасных пищевых продуктов общим объемом 10,23 тонн (за аналогичный период 2008года - 2180 партий 53,97тонн).  Основной объем изъятой продукции в 2009г  составляют  хлебобулочные и кондитерские изделия - 2099 кг, минеральная вода -3950кг, в 2008г-алкогольные напитки и пиво-32,2тонны, молочные продукты -2597,8кг, плодоовощная продукция -12,3тонны.  В связи с внесением изменений  в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом  от 28.12.2009г. №380-ФЗ  перечень составов КоАП РФ, по которым должностные лица Роспотребнадзора уполномочены составлять протоколы,  дополнился статьями: 8.42 ч.2- использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами,14.5ч.2 - неприменение контрольно-кассовой техники, а равно применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения; ст. 6.1- сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием  источника заражения, а также лиц, имевших с указанным лицом контакты, создающие опасность заражениями этими заболеваниями.        Так в Управлении Роспотребнадзора по Республике Адыгея в мае 2010 года  было выявлено нарушение специального режима осуществления  хозяйственной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения: зона санитарной охраны первого пояса подземных источников водоснабжения (родников в поселке Усть - Сахрай ) в радиусе 30 метров отсутствует. Кроме того, введенные изменения в ст.28.7 КоАП РФ - «Административное  расследование» позволило по фактам выявления признаков административных правонарушений  в области санитарно-эпидемиологического благополучия проводить административные  расследования. Так специалистами Управления  проведено 7 административных  расследований в данной области  с  привлечением виновных лиц к административной ответственности. В целом, подводя итог вышеизложенному,  следует подчеркнуть, что Управлением Роспотребнадзора по Республике Адыгея  стало уделяться  больше внимания  правовой работе, выявлению причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, контролю за их устранением, повысилось качество подготовки процессуальных документов и организации административного производства.      В связи с вышеизложенным,    Коллегия Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея                                                                             *РЕШАЕТ:* * * *1.      ** Отделу юридического обеспечения ( З.Н.Богус):* 1.1. Обеспечить систематическое и целенаправленное повышение уровня  профессиональных знаний и навыков специалистов, осуществляющих контрольно-надзорные функции в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, по вопросам  осуществления производства по делам об административных правонарушениях в  форме  проведения семинаров, повышения квалификации.                                                                                                                             Срок - постоянно 1.2.   Продолжить работу по  обобщению и анализу административной и судебной  практики в деятельности Управления.                                                                                                                      Срок - ежеквартально 1.3. Начальнику отдела организации надзора совместно с отделом юридического обеспечения провести анализ практического применения статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях которые отнесены к компетенции Управления, актуализировать технологии деятельности с учетом обязательных требований регулируемых вышеуказанными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с целью более полного и адекватного контроля и надзора всех обязательных требований и адекватной оценки благополучия населения.                                                                                                                     Срок: 3 квартал 2010г. 1.4  Совместно с отделом организации надзора подготовить приказ о закреплении ответственных должностных лиц Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея по реализации подведомственных  статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 1.4. Подготовить и провести  обучающие практические семинары, в том числе с выездом в территориальные отделы,  по вопросам применения норм   Кодекса  РФ об административных правонарушениях  и  Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»                                                                                                                    Срок: 4 квартал 2010г. *2. Начальникам отделов Управления, начальникам территориальных отделов Управления в районах  обеспечить:* 2.1.  реализацию предоставленных полномочий по привлечению к административной ответственности виновных лиц  по каждому выявленному нарушению санитарного законодательства и законодательства о защите прав потребителей.                                                                                                                               Срок: постоянно 2.2.  использование максимального количества составов Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которым должностные лица Роспотребнадзора уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.                                                                                                                            Срок: постоянно  2.3. реализацию полномочий по внесению представлений об устранении причин и условий административных правонарушений и контролю за их исполнением.                                                                                                                         Срок: постоянно  2.4. контроль за исполнением предписаний и реализацию мер административного воздействия за неисполнение предписаний в установленный срок                                                                                                                         Срок: постоянно 2.5. обязательное участие  специалистов, осуществляющих правовую работу, на   стадии производства по делу об административном правонарушении.                                                                                                                           Срок: постоянно 3.  Контроль за  выполнением  решения  коллегии возложить на заместителя руководителя Управления  Л.А. Долеву, начальника отдела организации надзора Л.В. Скобченко, начальника отдела юридического обеспечения З.Н. Богус. Председатель Коллегии, Руководитель Управления Роспотребнадзора по  Республике Адыгея                                                          А.Х. Агиров Секретарь Коллегии Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея                                                        И.А. Димаева