Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея
Главная > Об организации и проведении в Республике Адыгея предварительных и периодических медицинских осмотров работающих с вредными и неблагоприятными производственными факторами

Об организации и проведении в Республике Адыгея предварительных и периодических медицинских осмотров работающих с вредными и неблагоприятными производственными факторами

Опубликовано вт, 11/23/2010 - 03:00 пользователем admin

Одним из важнейших разделов приоритетного национального проекта «Здоровье» является профилактическая работа по раннему выявлению и своевременному лечению заболеваний у работающих граждан. Это обусловлено состоянием здоровья населения, которое в настоящее время характеризуется высоким уровнем общей смертности, особенно среди мужчин трудоспособного возраста. Ежегодно среди населения Республики Адыгея впервые регистрируется около 300 тысяч различных заболеваний (основными из них являются болезни органов дыхания, болезни системы кровообращения, органов пищеварения), впервые признаются инвалидами более 3 тысяч человек. Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни, которая составляет 67,88 года, в том числе у мужчин - 61,83 года, у женщин - 74,16 года.

В рамках реализации национального проекта «Здоровье» в целях улучшение здоровья работающих граждан осуществляются:

- профилактические медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

- дополнительная диспансеризация работающих.

Для успешной реализации национального проекта в части осуществления дополнительной диспансеризации и профилактических медицинских осмотров большую и ответственную работу необходимо провести Министерству здравоохранения и социального развития Республики Адыгея, обеспечив:

- внедрение автоматизированных информационных систем учета, отчетности и сбора данных о результатах диспансеризации и медицинских осмотров;

- взаимодействие медучреждений проводящих диспансеризацию и медосмотры с учреждениями здравоохранения по месту жительства гражданина для дальнейшего динамического наблюдения, проведения профилактических мероприятий и составления индивидуальной программы реабилитации.

К компетенции Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея относятся только вопросы контроля за организацией и проведением предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда.

По данным надзора на предприятиях и организациях Республики Адыгея трудятся около 150 тысяч человек, что составляет 34,75% от общего числа жителей республики, из них окало 80 тысяч женщин. Наиболее неблагоприятные условия труда наблюдаются на транспорте, в производстве строительных материалов, в металлообрабатывающей и деревообрабатывающей промышленности и в сельском хозяйстве, в которых занято около 25% работающих. Неудовлетворительные условия труда создают предпосылки для формирования профессиональных заболеваний у работников, сохранение высокого уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Важным фактором, способствующим снижению индекса здоровья работающих, является отказ от принципа преимущественного медицинского обслуживания промышленных рабочих. Закрытие медсанчастей, сокращение числа здравпунктов, свёртывание профилактической работы на предприятиях привело к нарушению системы медицинского обеспечения большого контингента работников и соответственно уменьшению охвата работников вредных профессий медицинскими осмотрами и ухудшению их качества. Отказ от цеховой терапевтической службы по существу сводит на нет диспансеризацию профбольных и лиц с общими заболеваниями, выявленными при медицинских осмотрах, а также трудовую, медицинскую и социальную реабилитацию профбольных, которые содержат резервы сохранения трудоспособности заболевших.

Реформирование экономики обусловило изменение форм собственности и трудовых отношений. Акционирование предприятий и производств, развитие малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства сформировало новый слой работодателей и наемных работников. Вместе тем до сих пор отсутствует понимание того, что не может быть устойчивой экономики без устойчивого здоровья, хотя необходимость осознания этой взаимосвязи очевидна. Не создан правовой и экономический механизм, побуждающий работодателя принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, вследствие чего требования охраны труда и, прежде всего - гигиены труда, на многих предприятиях не выполняются.

Вопросы охраны и укрепления здоровья работающего населения - одна из важнейших проблем медицины труда и здравоохранения. Ведущее место в обширной системе лечебно-профилактических мероприятий, включающей новые технические и санитарно-гигиенические решения, занимает профилактика профессиональной патологии. Структура и уровень профпатологии находятся в прямой зависимости от вредных и неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса, адекватно отражая состояние производства. Наряду с этим, профессиональная заболеваемость отражает и качество медицинского обслуживания работающих.

Монетизация здравоохранения, существенные перекосы в  приоритетах здравоохранения, отказ от профилактики привел к выхолащиванию из медицинской практики профилактической составляющей. Практически исчезли ведомственные службы по организации и охране труда, ведомственные лаборатории, под прикрытием закона о защите персональных данных перестали проводить анализ заболеваемости. Закрытие медсанчастей, сокращение числа здравпунктов, свёртывание профилактической работы на предприятиях привело к нарушению системы медицинского обеспечения и соответственно к неполному учету лиц, подлежащих медосмотру, уменьшению охвата работников вредных профессий медицинскими осмотрами и ухудшению их качества. По данным в 2009 году охват медосмотрами составил 91% от числа подлежащих, а по предварительным данным 9 месяцев 2010 года 52%. Но что стоит за этой цифрой?

Слабая материально-техническая база лечебных учреждений и отсутствие подготовленных квалифицированных специалистов не обеспечивает должного качества проведения медосмотров, особенно в сельских районах. Повсеместно серьезной проблемой остается участие онкологов в проведении периодических медосмотров среди контактирующих с канцерогенами (древесная пыль, минеральные масла, толуолы, формальдегид и тд). Онкологи практически не участвуют в периодических медосмотрах работников. Проведение предварительных и периодических профосмотров без привлечения необходимых специалистов и проведения регламентированных исследований, отсутствие необходимой подготовки по вопросам профпатологии у врачей, участвующих в осмотрах, делают медосмотры формальным мероприятием.

Остается низким качество проводимых осмотров, зачастую отсутствует необходимое диагностическое оборудование (особенно для проведения осмотров рабочих, связанных с вибрацией, шумом, физическими перегрузками, пылью, ртутью, свинцом), реактивы для проведения функциональных и лабораторных исследований. По результатам этих осмотров невозможно  оценить состояние здоровья и дать заключение о профессиональной пригодности. Не обеспечивается необходимый объём лабораторно-инструментальных исследований, не проводится аудиометрия, не определяется вибрационная чувствительность, не проводится холодовая проба, динамометрия, только 30% ЛПУ определяется метгемоглобин, щёлочная фосфатаза, холинэстераза в крови, копропорфирин в моче. В Республике отсутствует токсикологическая лаборатория, что фактически приводит к  фальсификации медосмотров и искажению реального состояния здоровья работающих, в результате чего больные признаются фактически здоровыми. В тоже время 4375 человек (18,2%): электросварщики, аккумуляторщики, операторы АЗС, медники, штукатуры, каменщики, рабочие птицефабрики, полеводы и др. нуждаются в проведении этих исследований.

Также действующий порядок проведения периодических медицинских осмотров не  в  полной мере обеспечивает раннюю диагностику  профзаболеваний, выявление предболезненных изменений. Это в определенной мере обусловлено включением в перечни лабораторных и функциональных исследований малоинформативных методов (холодовая проба, динамометрия и др.), хотя в медицине появились принципиально новые диагностические технологии (электронейромиография и др.).

Таким образом, недостаточная оснащенность ЛПУ необходимым оборудованием и реактивами затрудняет проведение анализа по установлению  причинно - следственных связей  между условиями труда и патологическими изменениями, выявляемыми у обследуемых, не позволяет своевременно диагностировать профессиональную  патологию.

В соответствии с приказом МЗ и  МП РФ №90 от 14.03.1996г. «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» и МЗ и СЗ РФ №83 от 16.08.2004г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся в поликлиниках г. Майкопа и районах. В учреждениях созданы медицинские комиссии, утвержденные приказом по организации. В состав медицинских комиссий входят врачи-специалисты: терапевт, хирург, невропатолог, гинеколог,  дерматовенеролог, офтальмолог, отоларинголог; проводятся лабораторные и функциональные исследования.

Не решен вопрос выделения штатных должностей профпатологов в лечебных учреждениях, проводящих периодические медицинские осмотры, а также участия онкологов в проведении осмотров лиц, имеющих контакт с канцерогенами, т. к. медицинские учреждения зачастую не укомплектованы этими специалистами.

В соответствии с требованиями п.9 приложения №3 приказа МЗ и СЗ РФ №83 от 16.08.2004г. председателем медицинских комиссий должен быть врач-профпатолог или врач иной специальности, имеющий профессиональную подготовку по профпатологии, а членами комиссии - специалисты, прошедшие в рамках своей специальности подготовку по профпатологии. Приказом Министерства здравоохранения РА от 22.04.08г. на функциональной основе АРКБ организован Адыгейский Республиканский Центр Профессиональной патологии и Радиационной медицины (АРЦПП и РМ), в чью компетенцию входит работа с лицами, имеющими профессиональные заболевания, и лицами, подвергшимися радиационному воздействию на республиканском уровне. В настоящее время всего в РА сертифицированных профпатологов 7 человек: в АРКБ - 3 профпатолога (1 из них невролог - профпатолог обучен в текущем 2008г. на базе кафедры факультетской терапии КГМУ г. Краснодар); Майкопская ЦРБ - 1 профпатолог (не работает как профпатолог, работает участковым терапевтом); Теучежская ЦРБ - 1 профпатолог (она же участковый терапевт, кардиолог, врач функциональной диагностики); г. Майкоп-3 человека; Министерством здравоохранения Республики Адыгея совместно с НИИ Медицины труда г. Москва проводился выездной цикл кафедры профпатологии факультета постдипломной подготовки, в результате прошли усовершенствование в 2008г. 55 врачей различных специальностей из всех районов республики по профпатологии.

Проведение предварительных и периодических профосмотров без привлечения необходимых специалистов и проведения регламентированных исследований, отсутствие необходимой подготовки по вопросам профпатологии у врачей, участвующих в осмотрах,  делают медосмотры формальным мероприятием.

Отмечается отсутствие экономической заинтересованности и ответственности работодателей за здоровье работников, допуск к профессиональной деятельности без учета, а иногда и вопреки медицинским заключениям; отсутствие единой и четкой системы медико-социальной и медико-профессиональной реабилитации.

Многие работодатели (малого и среднего бизнеса) организуют профмедосмотры формально, зачастую в поликлиниках по месту жительства, где вместо осмотров проводится диспансеризация работников или медосмотр декретированного контингента, при этом утрачивается целенаправленность проведения медосмотров.

За 2009 год подлежало медицинским осмотрам работающих с вредными производственными факторами 9191 человека, осмотрено 8086 человек (87,9%) и, следовательно, руководителями промышленных и сельскохозяйственных предприятий было допущено к работе 1105 человек, не прошедших медицинское освидетельствование, что создало угрозу для жизни и здоровья людей.

Процент охвата мед.осмотрами работающих в РА за 2009 год:

г. Майкоп - 90,3%

Майкопский район - 75,2%

Тахтамукайский район -94%

Теучежский район - 42,6%

Гиагинский район -100%

Шовгеновский район -54 %

Кошехабльский район - 85,8%

Красногвардейский район - 93,4%.

По предварительным данным, согласно согласованных за 9 месяцев 2010 года списков лиц подлежащих периодическим медосмотрам запланировано к осмотру 9546 человек, из них осмотрено только 4982, что составляет 52%.

г. Майкоп - 36%

Майкопский район - 55%

Тахтамукайский район -78%

Теучежский район - 73%

Гиагинский район - 41%

Шовгеновский район - 39,9 %

Кошехабльский район - 50,1%

Красногвардейский район - 77,3%.

Кроме того, в нарушение требований дополнения к приложению №2 приказа МЗиСР РФ №83 от 16.08.2004г. (пунктов №18-31) работодателями не организовано проведение предварительных и периодических медосмотров для декретированного контингента, среди которого имеются работающие с вредными производственными факторами (повышенная температура, кислоты, щелочи, препараты крови, фармакологические средства, инфицированный материал, электромагнитное излучение и другие). По предварительным данным по республике подлежат профилактическим медицинским осмотрам около 20тыс. человек из числа декретированных. В настоящее время работающие с вредными производственными факторами в ЛПУ, ДОУ, на объектах коммунального хозяйства, предприятиях пищевой промышленности охвачены медосмотрами как декретированный контингент, а профмедосмотр проходят единичные предприятия.

В ходе проведения периодических медицинских осмотров практически не выявляются профессиональные заболевания, а диагнозы хронических профессиональных заболеваний и отравлений в основном установлены при обращении в специализированные медицинские учреждения. Ежегодно в республике регистрируется только 2-3 случая.

По состоянию на 31.12.2009г. в Республике Адыгея зарегистрировано34659 инвалидов, из них в районах - 19937 чел., в г. Майкопе - 14722 чел., детей-инвалидов - 488. В 2009г. впервые признаны инвалидами 1868 чел. (в 2006г.-2220 чел.), из них женщин - 935 чел. (в 2006г. - 1111 чел.). Лица трудоспособного возраста составляют 49,1% от первично признанных инвалидами. Переосвидетельствованы 6682 чел., из них признаны инвалидами - 6201 чел. (82,6% трудоспособного возраста), в т.ч. - 2683 женщины. Практика увязывания инвалидности  с вредными условиями труда, в которых работал человек, и которые могли привести к развитию профессионального заболевания, отсутствуют.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея в 2010 году осуществлен надзор в части обеспечения безопасных условий труда работающих на 76 предприятиях промышленности и сельского хозяйства республики. При этом на 37 объектах выявлены правонарушения по качеству проводимых медосмотров, 33 должностных и 4 юридических лица привлечены к административной ответственности.

Вместе с тем, следует отметить, что реализация Национального проекта «Здоровье», позволяет несколько нивелировать остроту складывающейся ситуации путем выделения дополнительных средств на проведение углубленных медицинских осмотров работающих во вредных условиях труда узкими медицинскими специалистами, на проведение дополнительных лабораторных исследований, получение расширенной консультативно-диагностической помощи, укрепление материально-технической базы ЛПУ, проведение дополнительной диспансеризации работающего населения, систематическое проведение повышения квалификации врачей-специалистов, участвующих в медосмотрах. 

Вывод: Существующая система организации здравоохранения не может в полной мере обеспечить приоритетное медико-санитарное обслуживание работников. В результате уровень и качество медицинских профилактических мероприятий не отвечает предъявляемым требованиям, профессиональные заболевания выявляются несвоевременно, когда уже проявляются ограничения трудоспособности и требуется возмещение ущерба, нанесенного здоровью. Профмедосмотры не выполняют своей основной функции - выявление на ранней стадии признаков профессиональной патологии, вследствие чего имеет место несвоевременная диагностика начальных признаков профессиональных заболеваний, позднее выявление запущенных форм профпатологии, развитие профессиональной инвалидности.

Отсутствие динамического наблюдения за состоянием здоровья работающих в  комплексе  с действующими на них вредными производственными факторами способствует сохранению высокого уровня заболеваемости с ВУТ (53 случая и 707 дней на 100 работающих). Заболеваемость продолжает оставаться высокой, не смотря на тенденцию к снижению обращаемости за медицинской помощью. Проблема качества, эффективности и, самое главное, результативности медосмотров работающих во вредных и опасных условиях труда сегодня совершенно очевидна и требует скорейшего решения.

Оценивать эффективность дополнительной диспансеризации и медицинских осмотров возможно по показателям:

- процент охвата диспансеризацией (дополнительными медицинскими осмотрами) от числа подлежащих;

- число впервые выявленных (через три месяца, шесть месяцев, один год после завершения диспансеризации) заболеваний на поздних стадиях, в том числе онкологических, туберкулеза, тяжелых форм сахарного диабета, инсульта, инфаркта миокарда и других заболеваний, ведущих к утрате трудоспособности.

Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея, считает, что без решения проблемы допуска медицинских организаций на этапе лицензирования к проведению профилактических медицинских осмотров лиц, работающих с вредными и опасными производственными факторами, и без определения четких критериев ответственности со стороны ЛПУ за качество проводимых медосмотров проблему их эффективности не удастся решить, тем более в современных социально-экономических и правовых условиях. Необходимо решить проблему создания единого профпатологического центра, токсикологической лаборатории, на базе которых необходимо проводить профилактические медицинские осмотры. Очень важна роль гигиенического воспитания населения, его информированности через средства массовой информации.

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.

Создано на Drupal

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области, 2006-2015 г.