Пользователей онлайн: 0.
17 июля 2009 года N 172-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ
Принят
Государственной Думой
3 июля 2009 года
Одобрен
Советом Федерации
7 июля 2009 года
(в ред. Федерального закона [1]от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
Статья 1
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
2. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Статья 2
Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:
1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Статья 3
1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:
1) прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом [2]"О прокуратуре Российской Федерации", в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке [3]и согласно методике [4], определенной Правительством Российской Федерации;
2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке [5]и согласно методике [4], определенным Правительством Российской Федерации;
3) органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике [4], определенной Правительством Российской Федерации.
2. Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:
1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного [6], налогового [7], таможенного [8], лесного [9], водного [10], земельного [11], градостроительного [12], природоохранного [13]законодательства, законодательства [14]о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;
3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
3. Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу:
1) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
2) проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
(в ред. Федерального закона [15]от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
3) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации;
4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона [16]от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
4. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
5. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.
6. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, проводится органами, организациями, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов.
(часть 6 введена Федеральным законом [17]от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
7. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, полномочия которых при реорганизации и (или) упразднении не переданы, проводится органом, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов.
(часть 7 введена Федеральным законом [18]от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
8. При выявлении в нормативных правовых актах реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций коррупциогенных факторов органы, организации, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, либо орган, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, принимают решение о разработке проекта нормативного правового акта, направленного на исключение из нормативного правового акта реорганизованных и (или) упраздненных органа, организации коррупциогенных факторов.
(часть 8 введена Федеральным законом [19]от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
Статья 4
1. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:
1) в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;
2) в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 [20]и 4 статьи 3 [21]настоящего Федерального закона (далее - заключение).
2. В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
3. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования и учитывается в установленном порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали этот акт, в соответствии с их компетенцией. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа и учитывается в установленном порядке органом, который издал этот акт, в соответствии с его компетенцией.
4. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.
4.1. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 3 [22]настоящего Федерального закона, носят обязательный характер. При выявлении коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также в уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований указанные акты не подлежат государственной регистрации.
(часть 4.1 введена Федеральным законом [23]от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
5. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктами 1 [24], 2 [25]и 4 части 3 статьи 3 [26]настоящего Федерального закона, носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом.
(часть 5 в ред. Федерального закона [27]от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
6. Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении коррупциогенных факторов, разрешаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона [28]от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
Статья 5
1. Институты гражданского общества и граждане могут в порядке [29], предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Порядок [30]и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.
(в ред. Федерального закона [31]от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
2. В заключении [32]по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
3. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Президент
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Москва, Кремль
17 июля 2009 года
N 172-ФЗ
Ссылки
[1] consultantplus://offline/ref=B38301D0C797D101CE9D2523847927AD7AF26794C2450BD6B94FE091D4C9259A9E1A56D724DFF26Dz8T1G
[2] consultantplus://offline/ref=B38301D0C797D101CE9D2523847927AD7AF3659BC2410BD6B94FE091D4C9259A9E1A56D724DFF366z8T4G
[3] consultantplus://offline/ref=B38301D0C797D101CE9D2523847927AD7AF26E9ECB4F0BD6B94FE091D4C9259A9E1A56D724DFF664z8T2G
[4] consultantplus://offline/ref=B38301D0C797D101CE9D2523847927AD72F86694C34C56DCB116EC93D3C67A8D99535AD624DFF4z6T3G
[5] consultantplus://offline/ref=B38301D0C797D101CE9D2523847927AD72F86694C34C56DCB116EC93D3C67A8D99535AD624DFF7z6T7G
[6] consultantplus://offline/ref=B38301D0C797D101CE9D2523847927AD7AF3679AC9410BD6B94FE091D4zCT9G
[7] consultantplus://offline/ref=B38301D0C797D101CE9D2523847927AD7AF36E9ACF470BD6B94FE091D4zCT9G
[8] consultantplus://offline/ref=B38301D0C797D101CE9D2523847927AD7AF4669ECD440BD6B94FE091D4zCT9G
[9] consultantplus://offline/ref=B38301D0C797D101CE9D2523847927AD7AF3659FCE470BD6B94FE091D4zCT9G
[10] consultantplus://offline/ref=B38301D0C797D101CE9D2523847927AD7AF36495CC410BD6B94FE091D4zCT9G
[11] consultantplus://offline/ref=B38301D0C797D101CE9D2523847927AD7AF46495C8410BD6B94FE091D4zCT9G
[12] consultantplus://offline/ref=B38301D0C797D101CE9D2523847927AD7AF4659CC9430BD6B94FE091D4zCT9G
[13] consultantplus://offline/ref=B38301D0C797D101CE9D2523847927AD7AF3679ACD430BD6B94FE091D4zCT9G
[14] consultantplus://offline/ref=B38301D0C797D101CE9D2523847927AD7AF46495C8420BD6B94FE091D4zCT9G
[15] consultantplus://offline/ref=B38301D0C797D101CE9D2523847927AD7AF26794C2450BD6B94FE091D4C9259A9E1A56D724DFF26Dz8T2G
[16] consultantplus://offline/ref=B38301D0C797D101CE9D2523847927AD7AF26794C2450BD6B94FE091D4C9259A9E1A56D724DFF26Dz8T5G
[17] consultantplus://offline/ref=B38301D0C797D101CE9D2523847927AD7AF26794C2450BD6B94FE091D4C9259A9E1A56D724DFF26Dz8T4G
[18] consultantplus://offline/ref=B38301D0C797D101CE9D2523847927AD7AF26794C2450BD6B94FE091D4C9259A9E1A56D724DFF26Dz8T6G
[19] consultantplus://offline/ref=B38301D0C797D101CE9D2523847927AD7AF26794C2450BD6B94FE091D4C9259A9E1A56D724DFF26Dz8T8G
[20] http://rospotrebnadzor.ru/html/js/editor/editor.jsp?p_l_id=2170786&p_main_path=%2Fc&doAsUserId=LSYeiekUYGs%3D&editorImpl=ckeditor&toolbarSet=liferay-article&initMethod=_15_initEditor&onChangeMethod=_15_editorContentChanged&cssPath=%2Fhtml%2Fthemes%2Fclassic%2Fcss&cssClasses=portlet+portlet-journal#Par48
[21] http://rospotrebnadzor.ru/html/js/editor/editor.jsp?p_l_id=2170786&p_main_path=%2Fc&doAsUserId=LSYeiekUYGs%3D&editorImpl=ckeditor&toolbarSet=liferay-article&initMethod=_15_initEditor&onChangeMethod=_15_editorContentChanged&cssPath=%2Fhtml%2Fthemes%2Fclassic%2Fcss&cssClasses=portlet+portlet-journal#Par57
[22] http://rospotrebnadzor.ru/html/js/editor/editor.jsp?p_l_id=2170786&p_main_path=%2Fc&doAsUserId=LSYeiekUYGs%3D&editorImpl=ckeditor&toolbarSet=liferay-article&initMethod=_15_initEditor&onChangeMethod=_15_editorContentChanged&cssPath=%2Fhtml%2Fthemes%2Fclassic%2Fcss&cssClasses=portlet+portlet-journal#Par53
[23] consultantplus://offline/ref=B38301D0C797D101CE9D2523847927AD7AF26794C2450BD6B94FE091D4C9259A9E1A56D724DFF364z8T3G
[24] http://rospotrebnadzor.ru/html/js/editor/editor.jsp?p_l_id=2170786&p_main_path=%2Fc&doAsUserId=LSYeiekUYGs%3D&editorImpl=ckeditor&toolbarSet=liferay-article&initMethod=_15_initEditor&onChangeMethod=_15_editorContentChanged&cssPath=%2Fhtml%2Fthemes%2Fclassic%2Fcss&cssClasses=portlet+portlet-journal#Par49
[25] http://rospotrebnadzor.ru/html/js/editor/editor.jsp?p_l_id=2170786&p_main_path=%2Fc&doAsUserId=LSYeiekUYGs%3D&editorImpl=ckeditor&toolbarSet=liferay-article&initMethod=_15_initEditor&onChangeMethod=_15_editorContentChanged&cssPath=%2Fhtml%2Fthemes%2Fclassic%2Fcss&cssClasses=portlet+portlet-journal#Par50
[26] http://rospotrebnadzor.ru/html/js/editor/editor.jsp?p_l_id=2170786&p_main_path=%2Fc&doAsUserId=LSYeiekUYGs%3D&editorImpl=ckeditor&toolbarSet=liferay-article&initMethod=_15_initEditor&onChangeMethod=_15_editorContentChanged&cssPath=%2Fhtml%2Fthemes%2Fclassic%2Fcss&cssClasses=portlet+portlet-journal#Par54
[27] consultantplus://offline/ref=B38301D0C797D101CE9D2523847927AD7AF26794C2450BD6B94FE091D4C9259A9E1A56D724DFF364z8T5G
[28] consultantplus://offline/ref=B38301D0C797D101CE9D2523847927AD7AF26794C2450BD6B94FE091D4C9259A9E1A56D724DFF364z8T7G
[29] consultantplus://offline/ref=B38301D0C797D101CE9D2523847927AD72F86694C34C56DCB116EC93D3C67A8D99535AD624DFF4z6T5G
[30] consultantplus://offline/ref=B38301D0C797D101CE9D2523847927AD7AF3659BCC470BD6B94FE091D4C9259A9E1A56D724DFF665z8T7G
[31] consultantplus://offline/ref=B38301D0C797D101CE9D2523847927AD7AF26794C2450BD6B94FE091D4C9259A9E1A56D724DFF364z8T6G
[32] consultantplus://offline/ref=B38301D0C797D101CE9D2523847927AD7AF46499C8460BD6B94FE091D4C9259A9E1A56D724DFF665z8T1G
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области, 2006-2015 г.