Правила продажи обуви и требования к ее качеству
Поток жалоб потребителей на качество приобретенной обуви не сокращается, поэтому будет не лишним еще раз напомнить требования, которые предъявляются к самой обуви и правилам ее продажи, установленным Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ №55 от 19.01.1998г., а также правами потребителей, гарантированными Законом РФ №2300-1 от 07.02.1992г.
Продавец обязан довести до потребителя необходимую информацию о продавце, изготовителе, самом товаре, информацию об условиях эксплуатации и по уходу за обувью, предоставить условия для примерки.
Необходимо знать, что в соответствии с требованиями законодательства продавец обязан иметь сертификаты соответствия на детскую обувь, модельную, а также повседневную из натуральной, комбинированной, синтетической, искусственной кожи для взрослых. Продавец обязан предъявлять его по требованию не только контролирующих органов, но и покупателя.
Продавец, осуществляя продажу обуви, в присутствии покупателя проверяет качество товара путем внешнего осмотра и передает ему товар в упакованном виде без взимания дополнительной платы за упаковку, вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указывается наименование товара и продавца, дата продажи, артикул, цена товара, подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу. Кассовый или товарный чек - это документ, подтверждающий покупку у данного продавца, поэтому его лучше сохранить на случай, если в дальнейшем выявятся недостатки товара. Однако отсутствие такового не является основанием для продавца для отказа в удовлетворении требований потребителя.
Законом «О защите прав потребителей» определены требования, одно из которых по своему выбору вправе предъявить потребитель продавцу в случае обнаружения недостатка товара:
-замена на товар этой же модели (артикула)
-замена на такой же товар другой модели (артикула) с перерасчетом цены
-соразмерное уменьшение цены
-незамедлительное и безвозмездное устранение недостатков или возмещение расходов на их устранение потребителем или третьим лицом
-отказ от исполнения договора купли-продажи и возврат стоимости товара.
При выявлении дефекта обуви потребителем составляется претензия на имя руководителя организации-продавца с изложением сути недостатка. Руководитель решает вопрос об удовлетворении требования потребителя. При возникновении спора о причинах возникновения дефекта продавец должен провести экспертизу товара за свой счет. Если срок гарантии на обувь прошел, то экспертизу должен сделать потребитель, чтобы доказать, что дефект образовался до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента. В случае выявления производственного дефекта расходы за проведение экспертизы возмещаются продавцом.
Гарантийный срок должен быть предоставлен покупателю продавцом, чаще всего это 30 дней со дня покупки. Но претензии по качеству могут предъявляться продавцу и в более поздние сроки, до двух лет, при этом, как было отмечено выше, покупатель должен доказать, что дефект произошел не по его вине.
Покупая сезонную обувь, необходимо знать, что срок гарантии исчисляется с начала наступления сезона.
Нередко продавцы отказывают потребителям в удовлетворении их требований относительно товара ненадлежащего качества, приобретенного на распродажах, мотивируя это тем, что товар был продан со скидкой. Следует знать, что правило о невозможности возврата уцененного товара действует только в том случае, если покупатель был предупрежден о недостатках товара заранее.
Следует отметить, что наибольшее количество жалоб поступает от покупателей, которые приобрели обувь в местах массовой торговли, в небольших торговых предприятиях, в лотках, где обычно потребителю не предоставляются информация о продавце и о товаре, а сам товар зачастую бывает сомнительного качества. Практически не бывает претензий на качество обуви, приобретаемой в специализированных магазинах, осуществляющих «цивилизованную» продажу обуви, так как в таких магазинах товар принимается по качеству специалистами, потребитель имеет возможность правильного выбора товара - ему предоставляется полная информация о товаре, его изготовителе, о продавце, созданы условия для примерки обуви. Даже при выявлении недостатков обуви вопросы в таких магазинах решаются в соответствии с действующим законодательством, права потребителей не нарушаются.
В Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея часто поступают вопросы от покупателей имеют ли они право обменять или вернуть обувь, если при примерке дома выясняется, что она не подошла им по размеру или, например, цвету. Действительно, согласно Закона РФ «О защите прав потребителей», обувь относится к группе непродовольственных товаров, которые подлежат обмену, если не подошли по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру. Покупатель может обратиться к продавцу с требованием об обмене обуви в течение 14 дней, не считая дня покупки. Обмен производится, если товар не был в употреблении, сохранены товарный вид, фабричные ярлыки, тара. В случае отсутствия аналогичного товара в продаже на день обращения, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Требование о возврате денег за товар подлежит удовлетворению продавцом в течение трех дней со дня возврата товара.
