Сообщение об ошибке

  • Notice: Trying to access array offset on value of type null в функции taxonomy_menu_trails_init() (строка 102 в файле /var/www/tigersoft/data/www/dev01.3364339.ru/sites/all/modules/taxonomy_menu_trails/taxonomy_menu_trails.module).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null в функции taxonomy_menu_trails_init() (строка 102 в файле /var/www/tigersoft/data/www/dev01.3364339.ru/sites/all/modules/taxonomy_menu_trails/taxonomy_menu_trails.module).

Информация об итогах деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея за 9 месяцев 2013 г. и принятых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.

Информация об итогах деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея за 9 месяцев 2013 г. и принятых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.

 

Одной из основных государственных функций Управления является осуществление проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Сведения о проверках проведенных Управлением Роспотребнадзора по Республике Адыгея и принятых мерах за 9 месяцев 2013 года

 

Проведено проверок

1161

Общее количество внеплановых проверок

639

в том числе:

- по контролю выполнения предписаний

- по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, органов гос. власти и местного самоуправления о фактах нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

- на основании приказов Роспотребнадзора изданных в соответствии с поручением Правительства РФ

- на основании приказа руководителя изданного в соответствии с требованием органов прокуратуры

- для дачи экспертных заключений по поручению органов прокуратуры

 

361

 

67

 

171

 

4

 

23

Общее количество проверок по итогам которых выявлены правонарушения

472

Выявлено правонарушений

1416

Выдано предписаний

461

Общее количество проверок, по итогам проведения которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях

464

Общее количество проверок, по итогам проведения которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания

464

Привлечено лиц к административной ответственности

1265

Наложено штрафов (ед.)

1093

Общая сумма наложенных административных штрафов (тыс. руб.)

3200,4

Вынесено предупреждений

160

Принято решений о приостановлении деятельности

11

Прекратили деятельность в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя к моменту проведения плановой проверки

55

 

Управлениемпродолжена работа по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г., утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1873-р, основными целями и задачами которой являются: сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием; расширение отечественного производства основных видов продовольственного сырья и пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям качества и безопасности; совершенствование организации питания различных групп населения.

В рамках реализации Доктрины продовольственной безопасности РФ в 2013г продолжался контроль за соответствием пищевых продуктов требованиям законодательства Российской Федерации, совершенствование системы организации контроля безопасности пищевых продуктов.

За истекший период 2013 г. Управлением проведены проверки соблюдения требований санитарного законодательства на 265 объектах пищевой промышленности, торговли и общественного питания. Проинспектировано более 400 тонн пищевых продуктов. Несмотря на уведомительный характер плановых проверок пресечено более 500 правонарушений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей, выявлено до 2% пищевых продуктов оборачиваемых в ненадлежащих условиях. По предписаниям должностных лиц Управления изъято из оборота 275 партий некачественных и опасных пищевых продуктов общим объемом 5274кг. Основной объем изъятой продукции составляли овощи и бахчевые, пиво. Причины изъятия: не соответствие условий реализации пищевых продуктов, не соответствие нормативным требованиям по результатам лабораторных испытаний, истекшему сроку годности и наличию явных признаков недоброкачественности, нарушения маркировки и отсутствие полной информации о товаре.

Специалистами Управления продолжена работа по надзору за соблюдением требований технических регламентов. Так, при рассмотрении обращения гражданина установлено, что в магазине «Диабет» индивидуального предпринимателя Лукашова Эдуарда Павловича (г.Майкоп, ул. Крестьянская/Жуковского) осуществляется реализация фальсифицированной продукции для питания спортсменов (концентрированных растительных протеинов с минералами и витаминами «Атлет Хард Масс», согласно маркировки на потребительской упаковке изготовленной ООО «Мегамакс», Республика Башкортостан, город Белебей, ул.Свободы, д.7) в отсутствии документа изготовителя, подтверждающего безопасность. На потребительской упаковке в нарушении ст. 7 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 027/2012 «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания» отсутствуют сведения о наименование пищевой продукции с указанием, что данная продукция является специализированной пищевой продукцией для питания спортсменов; единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. На основании результатов лабораторных испытаний продукции установлено, что указанная продукция не соответствует п. 56 Единых санитарно-эпидемиологических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), п.3.31 СанПиН 2.3.2.1078-01, а так же информации на этикетке по заниженному содержанию белка, завышенному содержанию влаги и углеводов. В отношении индивидуального предпринимателя Лукашова Эдуарда Павловича составлен административный материал по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, который направлен на рассмотрения в Арбитражный суд Республики Адыгея. Материалы для пресечения незаконных поставок некачественной и опасной пищевой продукции на территорию Республики Адыгея, определения виновных лиц и рассмотрения вопроса о возможности возбуждения уголовного дела по признакам преступления ст.238 УК РФ направлены в МВД по Республике Адыгея.

За текущий период 2013г лабораторно исследовано 6485 проб пищевых продуктов, удельный вес нестандартных проб в ходе надзора составил 1, 1 %, что ниже среднереспубликанского показателя 2012г. (1,6%). В исследован­ных пробах пищевых продуктов токсичные элементы, радионуклиды, пестициды, микотоксины, нитрозамины, антибиотики обнаруживались в количествах, не превышаю­щих гигиенические нормативы. Несоответствие проб обусловлено повышенным содержанием нитратов в овощах, глазури в рыбной продукции, повышенным содержанием микроорганизмов и наличием бактерий групп кишечной палочки в мясной и молочной продукции. Причинами оборота пищевых продуктов в ненадлежащих условиях остаются отсутствие спецтранспорта, низкая укомплектованность квалифицированными кадрами, нестабильность работы предприятий.

В рамках компетенции, осуществляя надзор за соблюдением обязательных требований при обороте алкогольной продукции и табачных изделий Управлением проводится работа по реализации мер Концепции демографической политики на период до 2025 года, направленных на снижение алкоголизации населения и курения табака.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 22.11.1995г № 171- ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в 3 квартале 2013г проверено 35 объектов торговли и общественного питания, реализующих алкогольную продукцию и пиво, выявлено 47 правонарушений, в том числе:

- реализация пива в 2 нестационарных торговых объектах;

- нарушения ограничений времени продажи алкогольной продукции на 2 объектах;

- реализация алкогольной продукции в отсутствии необходимой информации о продавце и товаре на 20 объектах;

- реализация алкогольной продукции в отсутствии надлежаще оформленных товаросопроводительных документов на 2 объектах;

- реализация пищевых продуктов (в том числе алкогольных) в отсутствии производственного контроля за качеством реализуемой продукции, необходимого набора помещений, с нарушением санитарного и дезинфекционного режимов предприятий, правил личной гигиены на 15 объектах.

Фактов нарушений минимальной цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию, крепостью свыше 28 процентов для розничной продажи при осуществлении надзора специалистами Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея не установлено.

По предписаниям должностных лиц Управления владельцами изъято из оборота 88 л. пива по причине нарушений условий реализации (отсутствие стационарных торговых помещений, надлежаще оформленных товаро-сопроводительных документов). За допущенные нарушения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по протоколам специалистов Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея к административной ответственности в соответствии со ст. 6.3, 6.6, 14.15, ч. 1 ст. 14.8, ч. 3 ст. 14.16, ч. 1 ст. 14.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ привлечено 35 виновных лиц, вынесены штрафы на сумму 120 тыс. рублей. Управлением Роспотребнадзора по Республике Адыгея совместно с Министерством внутренних дел по Республике Адыгея разработан и утвержден план совместных действий по противодействию незаконному обороту алкогольной продукции на территории Республики Адыгея. В соответствии, с которым, специалистами Управления продолжается работа по контролю за соблюдением обязательных требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей на потребительском рынке Республики Адыгея.

В соответствии с Федеральным законом от 22.12.08г. № 268–ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.10.2000 г. № 10 «Об усилении госсанэпиднадзора за производством табачных изделий», от 09.04.2009г. № 23 «Об усилении надзора за реализацией курительных смесей», от 08.12.2009г. № 72 «О мерах пресечения оборота курительных смесей на территории Российской Федерации» Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея продолжается проведение надзорных мероприятий за оборотом табачных изделий, в том числе курительных смесей в целях защиты потребительского рынка Республики Адыгея от поступления и оборота потенциально опасной и недоброкачественной продукции. В з квартале проверено 24объекта торговли и общественного питания, из них на 6 объектах торговли выявлены нарушения требований п. 19 Постановления Правительства Российской Федерации № 55 от 19.01.1998г «Правила продажи отдельных видов товаров», т.е. осуществлялась реализация табачных изделий в отсутствии единообразных и четко оформленных ценников. За выявленные нарушения при реализации табачных изделий к административной ответственности привлечены 6 должностных лиц по ст. 14.15 КоАП РФ, наложено 6 штрафов на сумму 6000 рублей. Наличие фактов поставки и реализации в Республике Адыгея на объектах общественного питания и розничной торговли запрещенных курительных смесей, и иных смесей, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан, не зарегистрировано.

В соответствии с Межведомственным планом взаимодействия по контролю за ввозом на территорию Республики Адыгея сельскохозяйственной продукции из наркоопасных регионов железнодорожным и автомобильным транспортом на 2013г ведется мониторинг за оборотом сельскохозяйственной продукции на потребительском рынке республики, совместно с сотрудниками МВД по Республики Адыгея, специалистами органов местного самоуправления, должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея в 3 квартале 2013г проведены рейдовые проверки несанционированных мест торговли. Проинспектировано до 100 тонн продовольственного сырья и пищевых продуктов. Установлено, что наибольший удельный вес некачественной продукции приходится на плодоовощную продукцию, реализуемую в неустановленных местах г.Майкопа и на трассе Дон-4. Причинами оборота пищевых продуктов в ненадлежащих условиях остаются отсутствие в республике развитых оптовых торговых предприятий, недостаточный контроль за использованием по назначением земельных участков собственниками и размещением на них нестационарных торговых объектов. В ходе проверок выявлены нарушения требований ст.ст.10, 11,15, 32 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», в части нарушения требований при хранении и реализации сельскохозяйственной плодоовощной продукции.

Управление осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением санитарно-противоэпидемических требований к условиям отдыха и оздоровления детей. Согласно ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья детей, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Основными по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности при организации летней оздоровительной кампании являются требования к организации питания, водоснабжения, к медицинскому обслуживанию и организации проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий, к условиям проживания детей.

В 2013 году на территории Республики Адыгея функционировали 101 летнее оздоровительное учреждение, оздоровлено 15 629 детей или 100% от запланированного числа детей. С выездом на побережье Черного моря оздоровлено 3615 детей или 101,3% от числа запланированных (3570 детей).

Структура летних оздоровительных учреждений представлена следующим образом: 88 - лагеря с дневным пребыванием детей, 9 - загородные стационарные учреждения, 2 – детские санатории, 1 – загородный стационарный лагерь санаторного типа, 1 – палаточный лагерь.

В целях профилактики клещевого энцефалита перед началом работы лагерей проведены энтомолого-зоологические обследования, по результатам обследований проведены противоклещевые обработки в местах размещения ЛОУ. Общая площадь проведенных обработок составила 320 тыс.м2. В летний период 2013 года обращений в лечебно-профилактические учреждения по поводу присасывания клещей на территориях летних оздоровительных учреждений республики и прилегающих к ним территориях не зарегистрировано.

Продолжительность смен в оздоровительных учреждениях составила 21 день. Превышение фактической вместимости над проектной в летних оздоровительных учреждениях республики в период функционирования не установлено. Перед открытием каждый лагерь был обследован, что позволило принять детские учреждения с первого предъявления и своевременно организовать отдых детей при наличии разрешительных документов, выданных в установленном порядке. Случаев отказа в получении разрешения на функционирование и заезда детей в ЛОУ без разрешения Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея не зарегистрировано.

Купание детей осуществлялось в бассейнах 2 ЛОУ (1 ЛОУ с дневным пребыванием детей, 1 загородный стационарный лагерь) для 957 детей. Перед началом оздоровительной кампании было проведено 2-х кратное исследование воды плавательных бассейнов, в период функционирования ЛОУ также проводились исследования качества воды плавательных бассейнов.

Аварийных ситуаций в летних оздоровительных учреждениях Республики Адыгея за период летней оздоровительной кампании 2013 не зарегистрировано.

Питание детей и подростков осуществлялось в соответствии с согласованными Управлением Роспотребнадзора по Республике Адыгея перспективными меню. Организация питания детей осуществлялась на базе пищеблоков загородных и санаторных ЛОУ, а детей, отдыхающих в ЛОУ с дневным пребыванием детей, на базе пищеблоков образовательных учреждений. Учреждения, функционировавшие в период летней оздоровительной кампании 2013 года, обеспечены необходимым технологическим и холодильным оборудованием, кухонной и столовой посудой. В учреждениях с круглосуточным пребыванием детей организовано 5-ти разовое питание, в лагерях с дневным пребыванием детей – 2-х разовое. Фактическая стоимость питания одного дня каждого ребенка составляла: ЛОУ на базе санаториев – 200 руб., загородные оздоровительные учрежде­ния – 220-230 руб., оздоровительные площадки с дневным пребыванием детей – 93 руб.

За период летней оздоровительной кампании 2013 года в Республике Адыгея случаев пищевых отравлений, массовых инфекционных заболеваний не зарегистрировано.

Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях проводилась в соответствии с Методическими рекомендациями № 2.4.4.01-09 «Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях» и в загородных учреждениях в соответствии с Методическими рекомендациями 2.4.4.0011-10 «Методика оценки и эффективности оздоровления в загородных учреждениях отдыха и оздоровления детей». По результатам обследований итоговая эффективность оздоровления составила: выраженный оздоровительный эффект – 92% (в 2012г. – 89,8%), слабый оздоровительный эффект – 7,5% (в 2012г. – 9,5%), отсутствие оздоровительного эффекта отмечено у 0,5% детей (в 2012г. – 0,7%).

В соответствии с приказом Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 04.04.2013г. № 187 «О проведении внеплановых проверок деятельности детских оздоровительных лагерей в 2013 году» специалистами Управления проведено 106 внеплановых проверок летних оздоровительных учреждений с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей.

С целью предупреждения инфекционных заболеваний и оценки качества оказываемых услуг летними оздоровительными учреждениями в период функционирования исследовано:

- 220 проб питьевой воды по микробиологическим и санитарно-химическим показателям;

- 303 пробы готовой кулинарной продукции на санитарно-химические показатели, из которых 0,6% проб не соответствовали требованиям;

- 303 пробы готовой кулинарной продукции на микробиологические показатели, из которых 0,3% проб не соответствовали требованиям ;

- 15 проб на вложение витамина С;

- 10 проб воды бассейнов по санитарно-химическим и микробиологическим показателям;

- 52 пробы почвы по микробиологическим и паразитологическим показателям;

- 3270 смывов на наличие бактерий группы кишечной палочки (БГКП) с объектов внешней среды, 16 из которых не соответствовали нормативным требованиям (0,5%).

При осуществлении надзорных мероприятий выявлены нарушения:

- оборота продовольственного сырья и организации производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов;

- требований дезинфекционного режима;

- технологических режимов приготовления кулинарных изделий;

- не осуществлялся производственный контроль за безопасностью используемого сырья, за их сроками годности, что привело к изготовлению кулинарной продукции, не отвечающей требованиям.

По фактам выявленных нарушений Управлением привлечены к административной ответственности 24 должностных лица ЛОУ по ст.ст. 6.3, 6.6, 6.7 ч.1 КоАП РФ, вынесено штрафов на сумму 46 500 руб. В мировые суды Республики Адыгея направлено 2 материала по ст.19.7 КоАП РФ, решением которых виновные привлечены к административной ответственности в виде штрафа на сумму 3300 рублей.

По итогам летней оздоровительной кампании 2013 года в целях качественной и своевременной подготовки летних оздоровительных учреждений к летней кампании 2014 года Управлением Роспотребнадзора по Республике Адыгея подготовлены планы-задания для учреждений в которых особое внимание уделено вопросам проведения капитальных и косметических ремонтов системе водоснабжения и канализования, оснащению медицинских кабинетов, оборудованию пищеблоков, организации условий для соблюдения правил личной гигиены и проведения культурно-досуговых мероприятий.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Адыгея проводилась работа по контролю подготовки общеобразовательных учреждений республики к новому 2013-2014 учебному году. На территории республики с 02.09.2013 года приступили к функционированию в 2013-2014 учебном году 157 государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений.

При проведении оценки соответствия общеобразовательных учреждений требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» установлено, что имеется положительная динамика движения объектов соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям. Так к началу нового учебного года 50,3 % образовательных учреждений республики отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям (в 2012-2013 учебном году – 47,1%), в 49,7% образовательных учреждениях имеются нарушения санитарно-гигиенических требований, которые не представляют угрозы жизни и здоровью учащихся (в 2012-2013 учебном году – 52,9%).

В новом 2013-2014 учебном году организовано обучение 44 565 детей, из них в первую смену – 37 813 детей, во вторую смену – 6 421 ребенок, первоклассников - 4 807 детей. На долю городских общеобразовательных учреждений приходится 25,5% (18 137 детей), на долю сельских общеобразовательных учреждений 74,5% (26 428 детей).

Управлением в 3 квартале осуществлялся контроль выполнения 157 планов-заданий, в которых предусматривалось выполнить 1642 мероприятия, на 02.09.2013г. выполнено 1630 мероприятия, что составляет 99,3%. За неисполнения и несвоевременное выполнение предписаний привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ 19 должностных лиц, материалы направлены на рассмотрения в судебные органы.

В 2013 году подготовка общеобразовательных учреждений к новому учебному году осуществляется в основном за счёт средств, предусмотренных для выполнения мероприятий комплекса мер по модернизации общего образования. В рамках этих мероприятий, а также с целью создания оптимальных условий для детей в осенне-зимний период по состоянию на 02.09.2013 года в 37 образовательных учреждениях республики проведена замена оконных блоков, в 11 школах ремонт системы отопления, в 16 учреждениях проведены ремонт и замена кровли. Планы по закупке школьной мебели реализованы на 83%, технологического и холодильного оборудования для пищеблоков школ реализованы на 100%.

Принципиально важным в рамках подготовки школ к новому учебному году по-прежнему остается организации питания учащихся. При общеобразовательных учреждениях оборудовано 98 столовых, из которых 84 работают на сырье, 14 - на полуфабрикатах и 50- буфетов-раздаточных. Отсутствуют специализированные помещения для организации питания в 2 общеобразовательных учреждениях республики. Питание учащихся этих школ организовано на базе пищеблоков других образовательных учреждений. Количество школьников, охваченных горячим питанием составило 25 328 учащихся или 58,4% (в 2012 году – 57,3%), что ниже среднероссийских показателей.

С целью обеспечения обучающихся питьевой водой гарантированного качества в период проведения подготовительных мероприятий к новому учебному году проведена оценка качества воды во всех образовательных учреждениях республики, на 02.09.2013 года исследовано 314 проб воды по микробиологическим и санитарно-химическим показателям, не стандартных проб не выявлено.

Контроль за функционированием общеобразовательных учреждений республики в новом 2013-2014 учебном году Управлением Роспотребнадзора по Республике Адыгея продолжается в соответствии с планом работы.

За 9 месяцев 2013 г. в Республике Адыгея зарегистрировано 27753 случая инфекционных заболеваний по 33 нозологическим формам, что ниже уровня заболеваемости аналогичного периода прошлого года на 13,7%, а без учета гриппа и ОРВИ зарегистрировано 4916 случаев инфекционных заболеваний, что выше уровня заболеваемости аналогичного периода прошлого года на 14,9%. Отмечается снижение и стабилизация уровня заболеваемости по 20 нозологическим формам, рост по 13 нозологическим формам. В группе инфекционных болезней по–прежнему доминирующее значение имеют грипп и острые респираторные вирусные инфекции, на их долю пришлось 82,3 % всех регистрируемых инфекционных заболеваний.

За 9 месяцев 2013 г. план профилактических прививок против основных инфекционных заболеваний (дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита, кори, эпидемического паротита, туберкулеза), управляемых средствами специфической иммунизации, выполнен на 75,0 % к годовому плану.

За 9 месяцев 2013 года Управлением Роспотребнадзора по Республике Адыгея в соответствии с планом проверок на 2013 г. осуществлялись контрольно-надзорные мероприятия с целью оценки исполнения обязательных требований, предъявляемых к лечебно-профилактическим учреждениям, проведению мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний и паразитарных заболеваний в 21 лечебно-профилактическом учреждении.

При осуществлении надзорных мероприятий были установлены нарушения требований к организации и проведению специфической иммунизации населения, к условиям труда работающих, к инвентарю и технологическому оборудованию, к организации дезинфекционных мероприятий, к проведению диагностики заболеваний, к эксплуатации общественных зданий и сооружений, к проведению производственного контроля, организации дезинфекционных мероприятий. За допущенные правонарушения к административной ответственности в виде предупреждения и штрафов, в размере 30000 рублей по ст.6.3 и ст.6.4 КоАП РФ привлечены 4 юридических лица и 35 должностных лиц в виде штрафов в сумме 27700 рублей по ст. ст. 6.3, 6.4, 6.6, ч. 1 ст.14.4, ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.

Также, за 9 месяцев 2013 года Управлением Роспотребнадзора по Республике Адыгея осуществлялись внеплановые надзорные мероприятия по контролю выполнения предписаний, эпидемиологические и административные расследования в 45 лечебно-профилактических учреждениях. В ходе проверок были выявлены нарушения требований: к обоснованию и оформлению диагноза инфекционного заболевания; к проведению дифференциального диагноза; осуществлению сбора эпидемиологического и прививочного анамнеза; применению комплекса объективных методов обследования больных с инфекционными болезнями; к своевременному проведению первичных противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний, соблюдению дезинфекционного режима. За допущенные правонарушения к административной ответственности привлечены 23 должностных лица в виде наложения штрафов в пределах санкций ст. ст. 6.3, 14.8.ч. 1, 14.5 КоАП РФ в сумме 7700 рублей и вынесено 11 предупреждений, кроме было того приостановлено функционирование 1 стоматологического кабинета (гр. Букушян А.Ю.) до 90 суток (в пределах санкций ст. 6.3 КоАП РФ). За не выполнение в установленный срок предписания должностного лица на главного врача ГБУЗ РА «Майкопская городская поликлиника № 5» и заместителя главного врача ГБУЗ РА «Красногвардейская ЦРБ» составлены протоколы об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, материалы административного дела направлены на рассмотрение по подведомственности в Майкопский городской суд и в мировой суд судебного участка №1 Красногвардейского района.

Одной из основных задач государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является охрана здоровья населения и улучшение качества жизни путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения. Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» устанавливаются требования к качеству и безопасности воды подаваемой населению с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего и холодного водоснабжения. В связи с этим важной задачей Управления является обеспечение эффективного надзора за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде.

За девять месяцев текущего года в соответствии с утвержденным планом проверок осуществлялись мероприятия по контролю за водоснабжением населения и исполнением требований Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» на территории в 57 сельских населенных пунктов расположенных в 13 муниципальных образованиях: «Заревское сельское поселение», «Хатажукайское сельское поселение», «Дмитриевское сельское поселение», «Гиагинское сельское поселение», «Старобжегокайское сельское поселение», «Вольненское сельское поселение», «Красноульское сельское поселение», «Ходзенское сельское поселение», «Пчегатлукайское сельское поселение», «Келермесское сельское поселение», «Натырбовское сельское поселение», «Джижихабльское сельское поселение», «Мамхегское сельское поселение» в которых проживает более 53000 человек.

Состояние водоснабжения в республике вызывает серьезную озабоченность вследствие отсутствия альтернативных вариантов водоснабжения населения, резервных источников водоснабжения, неудовлетворительного санитарно-технического состояния водопроводных сетей и сооружений, высокой изношенности, а в некоторых случаях неоднократной амортизационной изношенности практически всех магистральных водопроводных сетей. В республике используются примитивные методы очистки питьевой воды, отсутствуют эффективные компактные технологические схемы очистки.

Из 225 населенных пунктов республики с численностью населения 442451 человек имеют централизованное водоснабжение 82 населенных пункта, смешанный тип водоснабжения - 60 и только нецентрализованное водоснабжение - 83 населенных пункта.

Из 442451 человека проживающих на территории Республики Адыгея обеспечены доброкачественной питьевой водой 307234 человека, что составляет 69,4% . Численность населения обеспеченного условно доброкачественной водой – 119487 человек (27%); недоброкачественную питьевую воду из источников нецентрализованного водоснабжения получают 15730 человек (3,5%).

Несмотря на проводимую работу по приведению источников централизованного водоснабжения в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями, вопрос содержания источников питьевого водоснабжения сохраняет свою актуальность. В ходе проверок было установлено, что главами администраций в нарушение ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не в полной мере решены вопросы по организации водоснабжения населения.

При осуществлении надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при эксплуатации источников водоснабжения выявлено несоблюдения требований ст. 11, 18, 19 федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.99 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Так установлено, что: в МО «Красноульское сельское поселение» источниками водоснабжения являются артезианское скважины, эксплуатируемые МУП «Красноульское» и родник, эксплуатируемый МО «Красноульское сельское поселение». В ходе надзора был произведен отбор проб питьевой воды из источников водоснабжения на органолептические, микробиологические и санитарно-химические показатели. По результатам лабораторных исследований, качество питьевой воды из водопроводных сооружений эксплуатируемые МУП «Красноульское» по санитарно-химическим показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по показателю жесткости и железу:

- из артезианской скважины в х. Коминтерн;

- из водонапорных башен и распределительной сети, расположенных на водозаборах х. Красная-Улька, х. Коминтерн, х. Вольный.

- на территориях муниципальных образований Мамхегское, Вольненское, Келермесское, Натырбовское, Ходзенское , Джижихабльское сельских поселений нарушаются требования по организации и содержанию зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения населения.

За допущенные правонарушения требований санитарного законодательства привлечены к административной ответственности юридические лица по ст.6.3 КоАП РФ (МО «Заревское сельское поселение», МО «Гиагинское сельское поселение») и по ст.6.5 КоАП РФ («Красноульское сельское поселение», «Пчегатлукайское сельское поселение», «Келермесское сельское поселение»). Также за нарушения требований к режиму использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории муниципального образования «Пчегатлукайское сельское поселение», привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ руководство ООО «Стройформ», МПЖКХ Теуческого района.

По данным мониторинга качества питьевой воды удельный вес проб не соответствующих гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям составил 0,9% (2012 -1,9%). Данный среднереспубликанский показатель превышен в Майкопском 3,4% (2012-4,3%), Красногвардейском 1,3% (2012-0,5%) и Кошехабльском 3,7% (2012-0%) районах.

По-прежнему актуальными остаются вопросы сбора и утилизации медицинских и биологических отходов, компактных люминесцентных ламп находящихся у населения.

Серьёзной проблемой является не соблюдение требований по организации раздельного сбора пищевых отходов, их доля в составе бытовых отходов составляет 1/3. А в результате несоблюдения санитарного законодательства при обращении с отходами, образования стихийных свалок увеличивается численность бродячих животных.

Вопросы организации санитарной очистки территорий сельских поселений контроль за соблюдением населением законодательства в сфере обращения отходов согласно федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и правилам благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территориях муниципальных образований относятся к компетенции муниципальных образований. Однако органы местного самоуправления не принимают должных мер по исполнению требований Федеральных законов от 30.03.1999 года, № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях муниципальных образований.

За 9 месяцев 2013 г. надзором за санитарным состоянием территорий было охвачено 57 населенных пункта расположенных в 13 сельских поселениях. В ходе проверок выявлены нарушения требований ч. 2 ст. 21, ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.1, 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». За допущенные нарушения в организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов привлечены к административной ответственности юридические и должностные лица по ст. 6.3 и 8.2 КоАП РФ и выданы предписания главам Келермесского, Вольненского, Красноульского, Мамхегского, Натырбовского и Пчегатлукайского сельских поселений.

В условиях нарастающего дефицита трудовых ресурсов, контролю за вредными и опасными условиями труда уделяется особое внимание. Результаты осуществления надзора свидетельствуют о неблагоприятной ситуации по профилактике профессиональной заболеваемости.

На предприятиях и организациях Республики Адыгея трудятся около 154 тысяч человек, что составляет 34,8% от общего числа жителей республики, из них около 80 тысяч женщин. За истекший период 2013 г. оценивались условия труда работающих на объектах сельского хозяйства, пищевой, химической и деревообрабатывающей промышленности, производства строительных материалов, АЗС, объектах коммунального хозяйства, ЛПУ, объектах транспортной инфраструктуры.

В ходе проведенных надзорных мероприятий изучены условия труда около 25 человек, занятых на 12000 рабочих местах, из них в допустимых условиях трудится 39%, во вредных условиях трудится 61%. По результатам лабораторных исследований установлено, что 43% обследованных рабочих мест не отвечают гигиеническим требованиям по уровню шума, 23% рабочих мест не отвечают требованиям по параметрам микроклимата и 6,1% рабочих мест по уровню освещенности. Наиболее неблагоприятные условия труда остаются на транспорте, в производстве строительных материалов, деревообрабатывающей, пищевой промышленности и в сельском хозяйстве.

За истекший период 2013 года диагноз – профессиональное заболевание установлен у 3 работников (ЗАО «Майкопский птицекомбинат» - 1 случай, ГУП РА «Кубаньспецавиа» - 2 случая). Также выявлено подозрение на профессиональное заболевание у механизатора ООО «Георгиевское» и у 5 работников ЗАО «Картонтара» с предварительным диагнозом нейросенсорная тугоухость. За допущенные нарушения требований санитарного законодательства которые привели к риску возникновения профессиональных заболеваний виновные должностные лица привлечены к административной ответственности, результаты проведения надзорных мероприятий направлены в прокуратуру Республики Адыгея. Необходимо работодателям более ответственно подходить к организации обеспечения должной защиты работающих от воздействия вредных факторов производственной среды и трудового процесса.

Управлением осуществляется надзор за соблюдением законодательства по защите прав потребителей в сфере оказания населению услуг ЖКХ, платных медицинских, финансовых, образовательных, туристических, услуг связи и прочих услуг. Также осуществляется досудебная и судебная защита прав потребителей.

Специалистами Управления осуществлялась работа по совершенствованию системы судебной защиты потребительских прав граждан, в том числе неопределенного круга потребителей за счет более действенного применения служебных, гражданско-правовых механизмов в судах общей юрисдикции.

За 9 месяцев 2013 года Управлением проведено 196 надзорных мероприятий по контролю за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей, дано 29 заключения в органы прокуратуры. Надзорные мероприятия проводились в соответствии с планом работы, информацией получаемой от Федеральной службы, по обращениям граждан, запросам органов прокуратуры и МВД. Было выявлено 590нарушений законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей.

По данным надзора основная доля правонарушений приходится на объекты торговли, допустившим нарушения правил продажи товаров – 31,3%, оборот некачественных товаров, не отвечающих требованиям законодательства в сфере защиты прав потребителей – 26,3%, нарушения, связанные с не доведением до потребителей информации на русском языке о товарах и их изготовителях - 20%, а также с не доведением информации о продавце – 10,4%.

В ходе проверок обеспечена защита прав граждан на приобретение качественных и безопасных товаров - не допущено на потребительский рынок (забраковано, снято с реализации) недоброкачественных товаров следующих групп: детской обуви -20 пар; парфюмерно-косметических изделий 43 единицы; электротоваров -22 единицы швейных и трикотажных изделий детского ассортимента – 29 единиц; товаров хозяйственно-бытового назначения – 66 единиц, всего на общую сумму 744,0 тыс.руб.

По результатам контрольно-надзорных мероприятий в отношении виновных лиц вынесено 120 постановлений по делам об административных правонарушениях с наложением штрафных санкций на общую сумму 305,5 тыс. руб.

За период 9 месяцев 2013 года специалистами отдела рассмотрено 181 обращение (из них 151- письменных, 30 – устных).

В своих жалобах на сферу торговли граждане указывают нарушения правил продажи и качества товаров, на не предоставление необходимой и достоверной информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах. По результатам рассмотрений заявлений граждан в добровольном порядке были удовлетворены требования потребителей о возврате денежных средств, уплаченных за товар (оказанные услуги) ненадлежащего качества. Основную часть заявлений потребителей составили заявления о нарушении продавцами требований законодательства и нормативно-правовых актов при продаже технически сложных товаров (таких как, сотовые телефоны, компьютерная техника, Iрad-ы, электронные книги), трикотажных, швейных изделий и обуви.

Анализ жалоб показывает, что в большинстве своем они возникают из-за низкого профессионального уровня работников предприятий торговли, незнание норм законодательства, а зачастую халатное отношение к своим служебным обязанностям.

С 2010 года на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Адыгея» функционирует Консультативный центр потребителей. Основные направления его деятельности - консультирование и информирование потребителей и предпринимателей по вопросам защиты прав потребителей. В 2013 году за консультацией и информацией в консультационный центр обратилось около 3000 человек, консультационным центром было подготовлено 335 претензий, 5 исковых заявлений, инфотекой НТД воспользовались 395 потребителей и 106 предпринимателей. В результате исполнения функции по организации мероприятий по информированию и просвещению граждан по актуальным вопросам защиты их прав в досудебном порядке урегулировано 195 споров в пользу потребителей; возвращено потребителям 178170 рублей, произведен обмен товара в 68 случаях, произведен ремонт в 108 случаях.

В течение года специалисты Управления в соответствии со ст. 40 Закона «О защите прав потребителей» и ст. 47, 43 ГПК РФ привлекались в суды различных инстанций для дачи заключений в целях защиты прав потребителей. Всего было дано в рамках гражданского судопроизводства 26заключений специалистов и в результате в пользу потребителей присуждено денежных средств в размере 530 тыс. рублей.

Управлением проводилась работа по реализации комплексов превентивных мер направленных на предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей, в том числе за счет просвещения потребителей и предпринимателей по вопросам правоприменения потребительского законодательства, взаимодействие со средствами массовой информации, проведение круглых столов и различных гласных и публичных мероприятий. С 2007 года в Управлении Роспотребнадзора по Республике Адыгея организована общественная приемная, в рамках которой функционирует телефонная «горячая линия». За отчетный период 2013 года на «горячую линию» поступило от граждан 120 звонков, касающихся вопросов защиты прав потребителей. На все вопросы были даны разъяснения и оказана помощь в восстановлении нарушенных прав.

В 2013 году проводилась определенная работа по информированию и просвещению населения республики по вопросам применения Законодательства о защите прав потребителей через СМИ - 65: из них публикаций в периодической печати – 26, на сайтах-32 сообщения, выступлений по телевидению - 7. В рамках информирования населения в 2013 прочитано 32 лекции и проведено 83 беседы в организованных коллективах.

В феврале-марте 2013 года были проведены мероприятия, посвященные всемирному дню защиты прав потребителей. Всемирный день защиты прав потребителей прошел под девизом: «Потребительское правосудие сегодня». В Управлении Роспотребнадзора по РА был разработан и реализован план мероприятий по подготовке и проведению Всемирного дня защиты прав потребителей. Организована и проведена конференция с представителями средств массовой информации Республики Адыгея. Итоги конференции освещались в печатных средствах массовой информации, по республиканскому и городскому телевидению и радио.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Адыгея совместно с Национальной библиотекой Республики Адыгея в рамках Программы Информационного сотрудничества «Потребительские знания – обществу» в день празднования Всемирного дня защиты прав потребителей было организовано и проведено заседание «круглого стола» с участием представителей Ассоциации банков Республики Адыгея, мировых судей, представителя Адыгейского отделения общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей «Объединение потребителей России», потребителей и учащихся высших учебных заведений. Итоги работы «круглого стола» были освещены в программах республиканского и городского телевидения.

В редакции республиканской газеты «Советская Адыгея» была организована и проведена с участием руководителя и специалистов отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея «горячая линия» с гражданами республики. В целях информированности широких кругов населения ответы на вопросы граждан, заданные по «горячей линии» были опубликованы в республиканской газете.

Организовано информирование и консультирование граждан об их потребительских правах и способах защиты этих прав, в том числе, применительно к отдельных секторам потребительского рынка в целях повышения уровня правовой грамотности населения и минимизации рисков приобретения товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества в рамках телефонных горячих линий, в консультационном центре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Адыгея».

В рамках празднования Всемирного дня защиты прав потребителей было организовано и проведено анкетирование населения по вопросам информированности в области защиты прав потребителей. Проведено анкетирование 115 респондентов по вопросам, связанным с тематикой Всемирного дня потребителей. Совместно с преподавателями ГОУ ВПО МГТУ был проведен круглый стол: «Потребительские знания – обществу». Участие в данной акции приняли около 170 человек.

В адрес глав администраций муниципальных образований Республики Адыгея были направлены рекомендательные письма о необходимости организации в преддверии празднования Всемирного дня защиты прав потребителей проведения телефонных «горячих линий», бесед, лекций по разъяснению законодательства в сфере защиты прав потребителей среди населения, включая учащихся средних и высших учебных учреждений. Также было предложено провести совещания и «круглые столы» с участием представителей банков.

Из 9 муниципальных образований практически в каждом районе республики были реализованы данные мероприятия. Так, администрациями муниципальных образований была организована работа телефонных «горячих линий», подготовлены и проведены «круглые столы», на которых были рассмотрены вопросы, связанные с правовыми аспектами судебной защиты прав потребителей.

В целях пропаганды и просвещения основ потребительских знаний с учащимися средних и высших учебных заведений проведены лекции и беседы.

В рамках организации деятельности общественной приемной Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея организовано консультирование потребителей по вопросам защиты их прав в ключевых отраслях экономики.