15 марта – Всемирный День защиты прав потребителей. Пресс-конференция руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея А.Х.Агирова
15 марта 2010 года в 14 часов в читальном зале Национальной библиотеки Республики Адыгея состоялась пресс-конференция руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея, доктора медицинских наук, профессора Аслана Хангиреевича Агирова, посвященная Всемирному дню защиты прав потребителей. Тема пресс-конференции: «Наши деньги, наши права. Проблемы защиты прав потребителей в сфере потребительского кредитования»»
ДОКЛАД
Ежегодно 15 марта мировая общественность отмечает Всемирный День защиты прав потребителей.
История развития вопроса защиты прав потребителей малоизвестна, но нетрудно догадаться, что проблему взаимодействия покупателя и продавца, производителя и получателя услуги люди всегда пытались понять и регулировать. Вместе с зарождением человечества и возникновением необходимости человека в продуктах питания, в одежде, в услугах возникла необходимость и в защите прав потребителей.
Потребление нельзя рассматривать, как разовое явление или периодическое событие. Потребление - это сущность жизни человека, неотъемлемая часть жизни каждого из нас. Не потреблять человек не может, ведь он будет пить, есть, дышать, одеваться, получать какие-то услуги: медицинские, образовательные, коммунальные, финансовые и другие. Потребление насколько глубоко вошло в нашу жизнь, что все мы зачастую даже не подозреваем, какое влияние оно имеет на формирование нашего образа жизни. Какую бы роль в своей жизни мы не играли - родителя, ребенка, рабочего, ученого и т.д. - мы так или иначе ежедневно (ежечасно, ежеминутно) выступаем в роли потребителя. Мы покупаем товары, услуги для того, чтобы жить.
В обозримой истории понятие «потребитель» впервые предложил Президент США Джон Кеннеди, выступая в Конгрессе США 15 марта 1962 года. Он же сформулировал первые четыре основных права потребителей:
-право на информацию,
-право на безопасность,
-право на выбор,
-право быть услышанным.
Всемирная организация союзов потребителей дополнила еще четыре права потребителей:
-право на удовлетворение основных нужд,
-право на возмещение,
- право на потребительское просвещение,
-право на здоровую окружающую среду.
Все эти права впоследствии стали регулироваться на законодательном уровне, и в этом заключается их актуальность и новизна. В России Всемирный день защиты прав потребителей отмечается с 1994 года, с момента вступления в силу Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Каждый из нас по Закону О защите прав потребителей является потребителем, если для удовлетворения своих личных, семейных, домашних нужд покупает, использует товар, заказывает работу или услугу. Но право потребителя неотъемлемо и органично взаимосвязано с правом производителя услуг.
Потребители - это все мы, которые зачастую или ничего не говорят или не слышат сами себя. Причиной тому могут быть отсутствие необходимых познаний, неспособность или нежелание достойно оценить роль производителя.
Каждый человек является потребителем, но он же является и производителем. Потребитель и производитель не антагонисты, а естественно заинтересованные партнеры, оказывающие друг на друга взаимовлияние и взаимопроникновение. Потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса.
Очень важно понять, что здесь не может быть верховенства той или иной стороны. В развитой рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение, в свою очередь, развивает спрос. И производитель, и потребитель обязаны друг друга заинтересовать, уравновесить в правах и обязанностях, построить управляемые, регулируемые законом, ответственные взаимоотношения, оказывать содействие и взаимное стимулирование.
Можно определенно сказать, что количество прав будет увеличиваться. Это связано с расширением круга функций с одной и с другой стороны. Расширяется компетенция (перечень полномочий), этому должна соответствовать и компетентность (способность исполнять свои полномочия).
Вопрос сводится к повышению уровня компетентности потребителя. В условиях высокой конкуренции борьба производителей переходит с ограниченного пространства финансовых возможностей потребителей, на безграничное пространство их сознания. Очевидно, что в условиях сегодняшнего дня спрос каждого сознательного потребителя должен быть подкреплен необходимыми знаниями о мире товаров и услуг и, конечно, личным опытом в борьбе за собственные интересы. Чтобы не быть обманутым, потребителю надо четко знать свои законные права и обязанности. Нет сомнений в том, что компетентный потребитель во -первых будет движущей силой повышения качества и безопасности продукции, а во-вторых высокий уровень понимания характеристик качества и безопасности любой продукции будет способствовать взаимопониманию между производителем и потребителем.
Важно отметить, что соблюдение прав потребителей - это не только формальное исполнение закона, но и выражение активной социально-ответственной позиции производителей и предприятий торговли. Любому предприятию, уверенному в своих силах, планирующему долго и добросовестно работать на рынке товаров и услуг и желающему заработать хорошую репутацию незачем ущемлять права потребителей и противоречить нормам действующего законодательства.
Особенностью Всемирного Дня защиты прав потребителей является то, что он проводится каждый год под определенным девизом. Тема Дня в этом году посвящена вопросам защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг. Девиз Дня: «Наши деньги, наши права».
Роспотребнадзор последовательно и системно проводит работу, направленную на обеспечение прав потребителей на рынке финансовых услуг. Основным объектом внимания со стороны Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея применительно к реализуемым функциям в области защиты прав потребителей помимо всего прочего, является вопрос оптимизации форм и методов обеспечения защиты прав потребителей в сфере потребительского кредитования.
Актуальность вопроса объективно обусловлена значительным увеличением числа обращений граждан-заемщиков денежных средств у банков, ставших «жертвами» «дешевых» кредитов, и открывшимся в этой связи целым спектром проблем, требующих практического решения.
В связи с выявлением фактов правонарушений в сфере предоставления кредитов гражданам Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея считает необходимым дать несколько практических советов.
Потребительский кредит - это кредит, предоставляемый банком на приобретение товаров (работ, услуг) для личных, бытовых и иных непроизводственных нужд. Получение кредита предполагает обязанность вернуть в установленные кредитным договором сроки основную сумму долга (сумму, которая была получена от банка), а также уплатить проценты за пользование кредитом.
Перед принятием решения о получении потребительского кредита оцените свои потребности в его получении, а также возможности по его своевременному обслуживанию (погашению), то есть какую сумму денежных средств, исходя из Вашего бюджета, Вы реально можете направить на уплату всех причитающихся платежей по кредиту.
Для принятия решения о получении потребительского кредита следует получить от сотрудников банка исчерпывающую информацию об условиях, на которых осуществляется кредитование, в том числе обо всех без исключения платежах, связанных с получением кредита и его обслуживанием (погашением). К такой информации в том числе относятся: размер кредита, полная сумма, подлежащая выплате потребителем, график погашения этой суммы.
На сегодняшний день банками установлены формы типовых договоров единого образца на клиента - заемщика (юридическое и физическое лицо), в которые заведомо включены условия, ущемляющие права потребителей:
-это рассмотрение споров в судах по месту нахождения банковских организаций, тогда как иски в защиту прав потребителей могут быть предъявлены в суды по выбору истца;
-это одностороннее изменение процентной ставки по кредиту без письменного согласия заемщика;
-незаконным является также взимание процентов за досрочное погашение кредита;
-в договоры необоснованно включается взимание дополнительной платы за открытие и ведение ссудного счета;
-зачастую практикуется навязывание обязательного страхования жизни заемщика в конкретных страховых компаниях, выбранных банками;
-имеет место взимание дополнительной платы в случае отказа гражданина от получения кредита, если деньги от банка он еще не получил. Тогда, как законодательство по защите прав потребителей предусматривает право гражданина на отказ от исполнения договора с возмещением только лишь понесенных фактических расходов (на основании сметы, расчетов).
За 2009 год в Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея
поступило 595 жалоб от граждан.
В структуре обращений 79 % составляют жалобы на качество реализуемых товаров и правила торговли и 21 % на качество предоставляемых услуг.
Доля жалоб по услугам ЖКХ составила 82,3 % (102), банковские услуги - 7,6 % ( 9 ), медицинские услуги - 3,2% (4 ), услуги связи - 3,2% (4 ), услуги общепита - 1,6% (2), туристические услуги - 1,6% ( 2 ).
Удельный вес жалоб на качество реализуемых товаров и правил торговли составил на:
- технически сложные товары - 65,3 % ( 303 ),
- продовольственные товары - 15,3 ( 72 ),
- текстильные товары - 10,2 % ( 48 ),
- мебель - 7,3 % ( 34 ),
- изделия из драгметаллов и драгкамней - 0,8 % ( 4 ),
- лекарственные препараты - 0,8 % ( 4 ).
При нарушении Ваших прав потребителей Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея готово оказать помощь в составлении претензии, искового заявления. Законодательством предусмотрена также судебная защита прав потребителей со стороны Роспотребнадзора в виде дачи заключения в суде по делу, обращения в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей. Специалисты Управления в 2009 году приняли участие 39 судебных заседаниях по защите прав потребителей в качестве третьих лиц. В результате рассмотрения исков, все требования, заявленные потребителями были удовлетворены.
Не случайно Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея проводит сегодняшнее мероприятие в Национальной библиотеке. Систематическая работа по консультированию и информированию потребителей стала одним из основных направлений деятельности сотрудников библиотеки и проводится эта работа в рамках заключенного между Управлением и библиотекой соглашения «Потребительские знания обществу». Библиотека- кладезь человеческого ума и опыта. Поэтому мы рассматриваем проводимую библиотекой работу, как важную социальную миссию, направленную на формирование активного и просвещенного гражданского общества. Мы благодарим руководство и сотрудников библиотеки за высокопрофессиональное, чувственное отношение к этому вопросу, за то, что они активно участвуют в процессе формирования достойного отношения между потребителями и производителями и закладывают в товаро-денежные отношения высоконравственные, высокопрофессиональные человеческие качества.
Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея поздравляет всех жителей республики с Всемирным Днем защиты прав потребителей! Желаем вам быть активнее, знать свои права потребителя и не стесняться их отстаивать в любых обстоятельствах!
