15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей. Пресс-конференция руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея А.Х. Агирова и круглый стол на тему: «Потребители за честные финансовые услуги»
15 марта 2011 года руководитель и специалисты Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея приняли участие в заседании круглого стола, посвященного Всемирному Дню защиты прав потребителей, который был
организован в актовом зале Национальной библиотеки Республики Адыгея. В рамках проведения круглого стола состоялась пресс-конференция руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея А.Х. Агирова на тему: «Потребители за честные финансовые услуги».
В заседании круглого стола также приняли участие заместитель министра культуры Республики Адыгея А.Ш. Сообцокова, сотрудники Национальной библиотеки РА, представители действующих кредитных организаций РА, филиалов инорегиональных банков, журналисты республиканских и городских СМИ, студенты и преподаватели высших учебных заведений республики.
Руководитель Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея А.Х. Агиров в своем выступлении отметил: «Слово «потребитель» объединяет всех, независимо от расы, национальной принадлежности, это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Каждый человек является потребителем, он же является поставщиком услуги. Поэтому когда мы говорим о честных финансовых отношениях, мы должны понимать, что есть две стороны, которые должны в рамках полномочий договариваться. Вместе с тем, банковские услуги должны быть четко прописаны, чтобы не было условий, ущемляющих права потребителей. Сегодня банковская система- это высокопрфессиональная, организованная, имеющая достаточно большой опыт структура, оказывающая определенные финансовые услуги потребителям, а с другой стороны находится неопытный, малознающий потребитель этой услуги. И чтобы этот потребитель стал грамотным, уравновешенным с тем, у кого услугу получает, для этого должна проводиться большая работа. Национальная библиотека выполняет в этой области колоссальную, общественно значимую работу, перенося знания, полученные из книг, в человеческий опыт. Роспотребнадзор приветствует такую работу, поскольку она реально помогает нам, как службе, призванной защищать права потребителей. Помогает неопределенному кругу лиц, что в конечном итоге создаст то равновесие, которое должно быть. Это будут равнозначные партнерские отношения. К этому мы должны стремиться.
Выражаем благодарность коллективу библиотеки и ее директору Савдет Анзауровне Кат. Опыт взаимодействия Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея с Центром потребительской информации позволит нам и в дальнейшем выстроить естественный прочный фундамент на социально- экономическое развитие. Банкам хотелось бы пожелать оказывать потребителям услуги, как самим себе».
Всемирный день защиты прав потребителей принято отмечать в годовщину выступления президента США Джона Ф. Кеннеди в Конгрессе в 1961 году. В выступлении президента были сформулированы четыре основных права потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право быть услышанным. Позднее к ним добавились еще четыре: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду. Впервые День был отмечен 15 марта 1983 года, когда он был закреплен в международном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей. В России этот день получил признание после принятия в 1992 году .Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей».
По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций (CI) каждый год определяет тематику Всемирного дня защиты прав потребителей. Особенностью Всемирного Дня защиты прав потребителей является то, что он проводится каждый год под определенным девизом. В 2011 году этот день проходит под девизом «Потребители за честные финансовые услуги». Тем самым уже второй год подряд вопросы защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг не теряют своей актуальности (в 2010 году Всемирный день защиты прав потребителей проходил под девизом «Наши деньги. Наши права»), что подтверждает сохраняющуюся обеспокоенность мирового потребительского сообщества состоянием дел в данной сфере. Как известно, недостаточный уровень защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг был одним из ключевых катализаторов финансового кризиса в 2010 году. Тогда представителям Международной Федерации потребительских организаций удалось убедить лидеров «большой двадцатки» (G20) исследовать возможности усиления защиты прав потребителей в этом направлении. Соответствующая работа будет продолжена и в нынешнем году в рамках международного проекта «Стремление к справедливым финансовым услугам», поскольку доступ к получению безопасных, стабильных, «прозрачных», законных финансовых услуг имеет важное интернациональное значение независимо от того, в какой стране проживает потребитель.
Роспотребнадзор последовательно и системно проводит работу, направленную на обеспечение прав потребителей на рынке финансовых услуг. Основным объектом внимания со стороны Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея применительно к реализуемым функциям в области защиты прав потребителей помимо всего прочего, является вопрос оптимизации форм и методов обеспечения защиты прав потребителей в сфере потребительского кредитования.
Актуальность вопроса объективно обусловлена значительным увеличением числа обращений граждан-заемщиков денежных средств у банков, ставших «жертвами» «дешевых» кредитов, и открывшимся в этой связи целым спектром проблем, требующих практического решения.
В связи с выявлением фактов правонарушений в сфере предоставления кредитов гражданам Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея считает необходимым дать несколько практических советов.
Потребительский кредит - это кредит, предоставляемый банком на приобретение товаров (работ, услуг) для личных, бытовых и иных непроизводственных нужд. Получение кредита предполагает обязанность вернуть в установленные кредитным договором сроки основную сумму долга (сумму, которая была получена от банка), а также уплатить проценты за пользование кредитом.
Перед принятием решения о получении потребительского кредита оцените свои потребности в его получении, а также возможности по его своевременному обслуживанию (погашению), то есть какую сумму денежных средств, исходя из Вашего бюджета, Вы реально можете направить на уплату всех причитающихся платежей по кредиту.
Для принятия решения о получении потребительского кредита следует получить от сотрудников банка исчерпывающую информацию об условиях, на которых осуществляется кредитование, в том числе обо всех без исключения платежах, связанных с получением кредита и его обслуживанием (погашением). К такой информации в том числе относятся: размер кредита, полная сумма, подлежащая выплате потребителем, график погашения этой суммы.
На сегодняшний день банками установлены формы типовых договоров единого образца на клиента - заемщика (юридическое и физическое лицо), в которые заведомо включены условия, ущемляющие права потребителей:
-это рассмотрение споров в судах по месту нахождения банковских организаций, тогда как иски в защиту прав потребителей могут быть предъявлены в суды по выбору истца;
-это одностороннее изменение процентной ставки по кредиту без письменного согласия заемщика;
-незаконным является также взимание процентов за досрочное погашение кредита;
-в договоры необоснованно включается взимание дополнительной платы за открытие и ведение ссудного счета;
-зачастую практикуется навязывание обязательного страхования жизни заемщика в конкретных страховых компаниях, выбранных банками;
-имеет место взимание дополнительной платы в случае отказа гражданина от получения кредита, если деньги от банка он еще не получил. Тогда, как законодательство по защите прав потребителей предусматривает право гражданина на отказ от исполнения договора с возмещением только лишь понесенных фактических расходов (на основании сметы, расчетов).
За 2010 год в Управление на нарушения прав потребителей поступило 501 обращение, из них 216 устных и 285 письменных. Необходимо отметить, что в текущем году уменьшилось количество заявлений граждан на оказание банковских и иных финансовых услуг (2010 год - 2 заявления, 2009 год - 4).
В структуре обращений 60 % составляют жалобы на качество реализуемых товаров и правила торговли, 40% жалоб потребителей - на качество предоставляемых услуг.
Доля жалоб по услугам ЖКХ составила 73 % (145), услугам кредитных организаций - 4 % ( 8 ), медицинским услугам - 5 % (9 ), услугам связи - 3 % (6 ), услугам общепита - 3,0% (2), образовательным услугам - 2 % ( 3 ).
Удельный вес жалоб на качество реализуемых товаров и правил торговли составил на:
- технически сложные товары - 43 % ( 130 ),
- продовольственные товары - 16% ( 47 ),
- обувь и швейные изделия - 19 % ( 58 ),
- мебель - 2 % ( 6 ),
- лекарственные препараты - 3 % ( 10 ),
- строительные товары - 3 % (10)
