Роспотребнадзор в Адыгее - территория закона
Об итогах работы Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея в 2010 году и задачах на 2011 год
Пресс-релиз
Обеспечение благополучия человека и защита прав потребителей являются ответственной и почетной государственной миссией, возложенной на Роспотребнадзор. Слово «потребитель» объединяет всех, независимо от расы, национальной принадлежности, это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Роспотребнадзор - не только орган государственной власти, но и функционально народный орган, действующий от имени людей- потребителей, то есть народа.
Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея на практике доказало, что не только успешно освоило свои полномочия, но и добилось значительных результатов в своей деятельности и входит в число передовых служб Российской Федерации. Это результат многолетней работы и профессионального труда. Более двух десятилетий Управление является школой передовой практики по организации деятельности санэпидслужбы РФ.
Сегодня особое внимание в государстве уделяется поддержке предпринимательства. Понимая эту задачу, Управление всемерно содействует развитию предпринимательства. Еще несколько лет назад кому-то могли показаться излишними законные требования, предъявляемые Роспотребнадзором, однако практика показала, что объективная оценка деятельности проверяемых объектов позволила добиться того, что предприятия Республики Адыгея выпускают качественную, конкурентоспособную продукцию. Соблюдение санитарных норм и правил, технических регламентов позволило многим нашим предпринимателям освоить не только рынок республики, но и занять свою достойную нишу на рынках всей России, а некоторые и за рубежом. Документы, выданные службой (лицензии, санитарно- эпидемиологические заключения) стали для наших предпринимателей своеобразной верительной грамотой для других субъектов и являются гарантом качества, признанным на всей территории Российской Федерации. Нет субъекта в РФ, где с недоверием или неуважением могли бы отнестись к документам, выданным Роспотребнадзором по РА. Это факт и надо дорожить этим, и сделать все возможное, чтобы не только не потерять это доверие, а еще развить это направление. Позитивные итоги на этом пути будут вкладом в экономику нашей республики.
Как отмечалось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30.11.2010 г.: «Нашей принципиальной задачей остается борьба с коррупцией». В рамках исполнения Федерального закона № 273 « О противодействии коррупции» в Управлении утверждена « Программа противодействия коррупции при осуществлении контроля (надзора) в сфере санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка на 2010-2011 годы» с целью устранения причин и условий, порождающих коррупцию при осуществлении надзорных мероприятий. Взятки, подношения являются следствием того, что граждане законным путем не могут решить свои проблемы. Вот и получается, что взятка- это хоть и незаконная, но эффективная форма решения проблем. Управление не только понимает сущность этого зла, но и реально ему противостоит. В службе создана совершенно доступная и прозрачная форма выполнения государственных функций и оказания государственных услуг населению. Разработана четкая система, позволяющая каждому гражданину в установленные сроки получить исчерпывающую информацию по компетенции службы на интересующие граждан вопросы. Для этого в консультационном центре службы в устной и наглядной форме дается необходимая информация о порядке и видах оказываемых услуг, условиях и сроках их оказания.
Потребитель может наглядно увидеть, какие формы платных или бесплатных документов он вправе получить. Расписан порядок выдачи документов, сроки исполнения.
Управление с гордостью может заявить, что является территорией закона.Это означает, что вся деятельность без исключения должна быть легитимной и это касается не только службы Роспотребнадзора, но и всех объектов надзора.
Считаем, что службе в 2011 году под силу сделать первый верный шаг в создании электронного управления, а так же объявить и осуществить задачу «Роспотребнадзор по Республике Адыгея - территория закона». Управление Роспотребнадзора в Адыгее находит большую поддержку со стороны Президента РА, Кабинета Министров РА и всех других ветвей власти, имеет все необходимые условия для беспрепятственного выполнения своих полномочий. Реализуемая в Управлении концепция развития информирования и консультирования потребителей находит всестороннюю поддержку в республиканских средствах массовой информации, которые рассматривают проводимую в этой связи работу, как важную социальную задачу, направленную на формирование активного и просвещенного гражданского общества. Наряду с использованием традиционных форм передачи информации (выступления специалистов по телевидению, радио, публикации в печатных СМИ) все большее распространение получают новые формы передачи информации. Такие, как Интернет, горячие линии, общественные приемные. В Республике Адыгея проживает 443 168 человек. Благополучие этих людей, защита их потребительских прав является главным смыслом деятельности Управления Роспотребнадзора по РА. Производственный девиз Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея в 2010 году : «Оптимизация надзорной и контрольной деятельности на основе систематизации и автоматизации». В результате Управлением разработано и используется в своей деятельности 1532 вида информации, 79 стандартов деятельности, 62 свода обязательных требований к объектам надзора с целью обеспечения благополучия населения и защиты прав потребителей.
Под надзором Управления Роспотребнадзора по РА находятся 4836 субъектов надзора (из них 3859 субъектов малого предпринимательства) и 10819 объекта надзора (в том числе 2946 приписных транспортных средств). За 2010 год специалистами Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея было проведено 1527 надзорных мероприятий (что на 185 меньше, чем в 2009 году) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Выявлено 5454 нарушений обязательных требований законодательства. Вынесено 1820 постановлений о привлечении к административной ответственности в виде штрафов и 110 предупреждений. Общее количество проверок, проводимых Управлением Роспотребнадзора по РА уменьшилось на 11% по сравнению с прошлым годом. В ходе проведения надзорных мероприятий визуально проинспектировано до 3 тысяч тонн и документально до 150 тыс. тонн производимой и реализуемой продукции, что составляет до 4% отобщего количества товарооборота Республики Адыгея. Изъято из оборота 867 партий некачественных и опасных пищевых продуктов общим объемом 5591 кг, употребление которых могло привести к потенциальной угрозе пищевого отравления более 200 тысяч человек. Снизился удельный вес проб, не отвечающих гигиеническим нормативам с 3, 5% до 2,5 %. Однако, проблемы фальсификации пищевых продуктов остаются в ряду наиболее значимых в республике, что подтверждается фактами выявленных нарушений. За 2010 год в Управление поступило 501 обращение от граждан на нарушения прав потребителей, из них 216 устных и 285 письменных. В структуре обращений 60 % составляют жалобы на качество реализуемых товаров и правила торговли, 40% - на качество предоставляемых услуг, в том числе :на услуги ЖКХ составила 73 % (145), услуги кредитных организаций - 4 % (8), медицинские услугам - 5 % (9), услуги связи - 3 % (6), услуги общепита - 3,0% (2), образовательные услугам - 2 % (3). В ходе проверок забраковано и снято с реализации 150 пар обуви, в том числе детской обуви - 40 пар; 1890 единиц парфюмерно-косметической продукции, 586 единиц электроосветительной арматуры и электроламп, 86 единиц мебели, 1410 единиц швейных и трикотажных изделий.
В 2010 году заболело инфекционными заболеваниями 48439 человек или 11% от общей численности населения. Достигнуто снижение уровня заболеваемости инфекционными болезнями на 25,1%, но, несмотря на это, они продолжают причинять большой социально-экономический ущерб. Так, экономический ущерб от всех зарегистрированных инфекционных заболеваний в 2010 году в целом по республике составил около 300 миллионов рублей.
План профилактических прививок в рамках национального календаря профилактических прививок и национального приоритетного проекта в 2010 году выполнен на 98-100%. Благодаря высокому охвату населения профилактическими прививками в 2010 году достигнуты прогнозируемые показатели по инфекционным заболеваниям, управляемым средствами специфической профилактики. В 2010 году не регистрировались эпидпаротит, краснуха, дифтерия, корь, столбняк, полиомиелит. Ниже прогнозируемых зарегистрированы показатели заболеваемости коклюшем, вирусным гепатитом В. В рамках прививочной кампании против сезонного гриппа населения из категорий групп риска привито 88277 человек или 19,9% от общей численности населения, что на 6,1% больше, чем в эпидсезон 2009-2010 гг. Эффективность иммунизации против гриппа подтверждается показателями заболеваемости: так, среди привитых показатель заболеваемости в 2,3 раза ниже, чем среди непривитых.
В 2010 году отмечался рост заболеваемости острыми кишечными инфекциями на 14,0%. Из общего числа заболевших 67% составляют дети до 14 лет. Выше среднереспубликанских зарегистрированы показатели на 4 административных территориях республики (г.г. Майкоп, Адыгейск, Майкопский и Тахтамукайский районы. Наибольшая заболеваемость регистрировалась в возрастной группе 1-6 лет (61%), из которых дети, посещающие дошкольные образовательные учреждения составили всего 22,6%. Следует отметить, что в очагах инфекционных заболеваний осуществлялся 100%-ый охват мероприятиями по выявлению и установлению причин и условий возникновения и распространения инфекций. Это позволило не допустить дальнейшего распространения инфекционных заболеваний как в домашних, так и в организованных коллективах. Однако, не удалось избежать вспышки сальмонеллезной инфекции в дошкольном образовательном учреждении «Березка Плюс» по причине грубейших нарушений санитарных норм и правил, нарушении санитарно-эпидемиологических требований к организации питания детей, допущения в оборот заведомо опасной для жизни и здоровья детей продукции, не отвечающей требованиям безопасности. В результате пострадало 56 детей.
В Республике Адыгея дошкольным образованием охвачено 15722 детей, что составляет 57% от числа детей дошкольного возраста. Переуплотненность детских дошкольных учреждений по РА составляет 118%, в том числе в городах - 123%, в сельской местности 108 %.Переуплотненность детских учреждений является фактором риска возникновения и распространения инфекционных заболеваний, приводит к нарушениям обязательных требований при размещении и содержании детей, организации питания всех детей посещающих данные учреждения, т.е. к ухудшению состояния здоровья и увеличению заболеваемости.
Недостаток мест в дошкольных учреждениях составляет около 10тыс. Наибольшее число зарегистрированных заявлений приходится на г. Майкоп, Тахтамукайский, Красногвардейский и Майкопский районы. В республике отсутствуют семейные дошкольные группы и иные подобные им виды дошкольных организаций различных форм собственности, которые могли бы размещаться как на базе дошкольных образовательных учреждений, организаций дополнительного образования так и в иных приспособленных помещениях. В республике практически отсутствует инфраструктура по оздоровлению детей, а имеющиеся ресурсы используются недостаточно эффективно. Позитивным примером может быть республиканский лечебно-реабилитационный центр «Шапсуг», который с 2001г проводит оздоровление в школах а. Панахес, а. Псейтук, СОШ №5 п. Яблоновского Тахтамукайского района. Оздоровление проводится без отрыва от учебы, является массовым, менее затратным и результативным. Однако, опыт данного учреждения не находит должной поддержки и не внедряется в практику работы других учреждений
В Республике Адыгея всеми формами оздоровления и отдыха в 2010г было охвачено 15446 детей, что выше 2009г на 12%. По итогам летней оздоровительной компании в 2010г отмечается положительная динамика по сравнению с 2009г: выраженный оздоровительный эффект достигнут у 85, 5 % детей, при среднероссийском показателе 83,7%. За период летней оздоровительной компании 2010г не зарегистрировано случаев пищевых отравлений, массовых заболеваний, аварийных ситуаций. В Адыгее отмечается снижение числа ЛОУ от числа запланированных, преобладание ЛОУ с дневным пребыванием, не соответствие продолжительности отдыха детей установленным требованиям, нарушения в сроках открытия летнего оздоровительного сезона, поэтому в 2011г проблема повышения эффективности оздоровления детей в республике остается в ряду наиболее значимых и ее решения зависит от взаимодействия контрольных и исполнительных органов. Количество школьников охваченных горячим питанием в республике в 2010г составляет 22 478 учащихся, что составляет 52,0% от общего количества учащихся (43 194 чел.), в 2009г охват учащихся горячим питанием составил 55,0% (количество учащихся 42 100чел.), таким образом, охват школьников горячим питанием в 2010г снизился на 3%.
В соответствии с критериями определения распространения гнуса, других опасных насекомых и клещей Республика Адыгея относится к районам массового распространения гнуса, опасных насекомых и клещей, являющихся источниками инфекционных заболеваний. В республике существует реальная угроза заражения населения клещевыми инфекциями. Средний индекс обилия клещей на животных выше порога эпидемической опасности в пяти административных территориях республики: г. Майкоп, Майкопский, Кошехабльский, Красногвардейский, Теучежский районы. Об усилении активности клещей говорит и тот факт, что увеличилось число укусов клещами на 25%, с 285 до 356 случаев в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Несмотря на постоянно вносимые Роспотребнадзором предложения главы муниципальных образований и поселений не включают в планы развития территорий мероприятия по борьбе с гнусом и клещами. Результаты проведенных зооэнтомологических наблюдений за численностью комаров показали наличие 23 видов, являющихся переносчиками возбудителей опасных инфекционных заболеваний, передающихся непосредственно через их укусы. Следует заметить, что если укусы собак и клещей измеряется сотнями и тысячами случаев в год, то укусы комаров миллионами. Особенно актуальна эта проблема в Теучежском и Красногвардейском районах, где без боли нельзя смотреть на покусанных комарами малолетних детей. Наиболее неблагополучными населенными пунктами по распространенности кровососущих насекомых являются а.Джиджихабль, а. Тауйхабль, а. Кунчукохабль, х. Городской, а. Адамий, х. Чумаков, аул Хатукай, а. Джамбичи, а. Уляп, с. Штурбино, где при допустимом показателе 1 особь комара на 1 кв. м. учитываемой площади в местах дневного пребывания составил от 45 до 100(!!!).
Остается нерешенной проблема бродячих собак, часто являющихся носителями вируса, вызывающего опасное вирусное инфекционное заболевание бешенство, заканчивающееся часто летальным исходом. Несмотря на то, что за истекший период года, по данным Управления ветеринарии, зарегистрировано 5 случаев заболевания диких и домашних животных бешенством, нападение животных на людей создает реальную угрозу здоровью человека. Так, в 2010 году в республике зарегистрировано 1220 укусов животными, что на 1,7% больше, чем в 2009 году, 4 человека из числа зарегистрированных пострадали от животных с лабораторно подтвержденным бешенством. Всем была своевременно оказана антирабическая помощь.
В республике медленными темпами решается проблема обеспечения населения питьевой водой из централизованных систем водоснабжения. Так из 226 населенных пунктов не имеют централизованного водоснабжения 88 (38,9%), 57 (25,2%) имеют смешанный тип водоснабжения, охват населения нецентрализованным водоснабжением в целом по республике составляет 23% (101690человек). В 2010 г. за счет ввода в эксплуатацию 7 скважин и строительству магистрального водовода 1200 человек стали получать воду из централизованных источников водоснабжения.
В республике 96,3 % населения употребляют воду соответствующую гигиеническим требованиям, из них обеспечено доброкачественной питьевой водой 305608 человека (69 %); условно доброкачественной -121365 человек (27,3%); недоброкачественной питьевой водой -16195 человек (3,6 %). Нерешенной остается проблема разграничения ответственности за качество воды подаваемой населению между ресурсоснабжающими организациями и организациями, предоставляющими коммунальные услуги по водоснабжению населения. Так же не осуществляется производственный лабораторный контроль качества воды на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. В 2010 году Управлением Роспотребнадзора дана оценка организации водоснабжения населения западной части города Майкопа и 32 населенным пунктам в муниципальных образованиях «Каменномостское городское поселение», «Даховское сельское поселение», «Кужорское сельское поселение», «Тимирязевское сельское поселение», «Кировское», «Козетское» и «Мамхегское поселение» где проживает более 75 тысяч человек.В ходе проверок установлено, что сельское население страдает от нехватки чистой воды и вынуждено потреблять воду, загрязненную вредными химическими и биологическими ингредиентами. В указанных сельских поселениях получали недоброкачественную воду более 6000 чел. и 5186 чел. имеют недостаточный доступ к питьевой воде в летний период. Одной из нерешенных проблем остается обеспечение бесперебойного водоснабжения в ряде населенных пунктов, особенно в летний период. Так, перебои с водоснабжением испытывает население п. Энем, п. Каменномостского, ст. Гиагинской, ст.Келермесская, а. Тлюстенхабль, г. Адыгейска.
Ряд направлений деятельности требует дальнейшего развития, в том числе в связи с принятием в 2009 году ряда нормативных актов, направленных на оптимизацию надзорной и контрольной деятельности. Реализация Федерального закона от 26.12.2008 г № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателейпри осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предполагает изменение приоритетов осуществления мероприятий по контролю и надзору в отношении объектов, санитарно- эпидемиологическая значимость которых высока. Несмотря на тесное сотрудничество и взаимопонимание между Управлением и органами прокуратуры, возникают проблемные моменты. Так отсутствие регламентов по планированию и механизма согласования надзорных мероприятий привело к исключению почти половины запланированных Управлением проверок на 2011год, хотя обоснованность включения объектов надзора Управлением была соблюдена в соответствии с требованиями ч.8 ст.9 ФЗ № 294от 26.12.2008г. Но исключение объектов из плана - не значит ослабление ответственности и уменьшения нагрузки на специалистов. Существует множество других форм для обеспечения благополучия населения, и агрузка на должностных лиц возрастет существенно. Сокращая количество проверок, мы повысим качество и эффективность надзора.
Пресс-служба Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея
