Программно - целевые методы планирования, ориентированные на результат. Стандартизация деятельности
Программно-целевые методы планирования, ориентированные на результат - являются основой ведомственных целевых программ (ВЦП ) направленных на исполнение государственных функций и достижение соответствующего конечного результата.
Для реализации системы бюджетирования, в первую очередь, необходим выбор:
- стратегической цели,
- формулировка тактических задач и подзадач, направленных на реализацию цели,
- определение системы индикаторов (показателей),
- формирование прогноза расходов
Критерий гигиенической значимости объекта является одним из оценочных показателей непосредственного результата деятельности. В структуре плановых мероприятий по контролю преобладают гигиенически значимые объекты - высокой и средней степени.
Осуществление санитарно-эпидемиологического надзора и контроля в сфере защиты прав потребителей в современных условиях базируется на соблюдении принципов оперативности, комплексности в деятельности и системного подхода к решению поставленных задач. В настоящее время Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея работает над совершенствованием надзорной деятельности на основе оценки и регулировании риска.
Реализуемый комплекс целевых программ по профилактике заболеваний, защите прав потребителей и обеспечению благополучия населения требует системного совершенствования надзорной деятельности на основе оценки и регулирования риска. Решение этих глобальных проблем не может ограничиваться традиционными организационно-медицинскими приемами повышения здоровья, а также административными санкциями по исключению правонарушений. В противном случае, из сферы действенного контроля и регулирования выпадают наиболее важные источники формирования риска для здоровья и благополучия человека: нравственно-психологическое состояние общества, социально-политическая обстановка, уровень управления и организации труда, экономическое благосостояние населения, соблюдение здорового образа жизни и другие.
В условиях неполного соблюдения законов и нерациональных рыночных отношений риск нарушений прав потребителей фактически проявляется во всех звеньях системы обеспечения необходимого количества, ассортимента и качества продукции и услуг для населения: от управления производством - до потребления продукции (услуг) населением. При этом масштаб и глубина негативного влияния на общество риска нарушений Законодательной Нормы резко повышаются с переходом от производства, транспортировки, хранения и реализации продукции до конкретного потребителя.Следовательно, надзор по предупреждению и исключению риска нарушений прав потребителей целесообразно вывести за рамки многообразной ведомственно- разобщенной деятельности и строить на основе закономерных причинно-следственных связей единой системы «управление - производство - потребление» для обеспечения благополучия каждого конкретного человека в нашем обществе.
Традиционное обследование на контролируемых объектах по методологически разобщенным актам проверок исключает возможность системно - интегральной оценки опасности (риска) нарушений по следующим причинам:
1. Невозможно объективно сопоставлять разнородные по единицам измерений абсолютные количественные показатели;
2. Примитивная дифференциация качественных характеристик только на два таксона исключает возможность правильного шкалирования фактического более широкого размаха возможных нарушений;
3. Отсутствие весов значимости контролируемых параметров объекта ведет к нарушению структуры актов и необъективному обобщению выявленных опасностей (рисков) нарушений;
4. Неиспользование системы относительных показателей степени соблюдения нормативных требований ставит под сомнение целесообразность осуществления самого контроля.
Приоритетная важность и масштабность стоящих перед Роспотребнадзором задач побуждают его стать инициатором всеобщего системного взаимодействия в природно-хозяйственном территориальном комплексе на основе унифицированных принципов определения относительной опасности (потенциального риска) всех отступлений (нарушений) регулируемой деятельности от законодательных нормативов (технических регламентов) с целью:
1. Создания системы государственного межведомственного надзора по защите прав потребителей и обеспечения благоприятной среды обитания.
2. Интеграции деятельности органов исполнительной власти на основе единого комплексного и системного подхода к уровню требований, предъявляемых к объектам надзора.
3. Создания единого информационного пространства для обеспечения конституционных прав человека.
В связи с этим Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея совершенствует свою надзорную деятельность путем последовательного решения таких проблем:
Первый этап: «Обоснование и разработка базовой модели унифицированного акта (БМУА) обследования социально-гигиенической обстановки (СГО) на контролируемых объектах»;
Второй этап: «Формирование рекомендаций по организации системы оценки и регулирования потенциального риска (СОРПР) нарушений (негативных изменений) социально-гигиенической обстановки на контролируемых объектах»;
Третий этап: «Разработка типовых моделей отраслевых, специальных и объектных актов (ТМА) обследования социально-гигиенической обстановки на основе проекта базовой модели унифицированного акта и рекомендаций системы оценки и регулирования потенциального риска»;
Четвертый этап: «Совершенствование системы социально-гигиенического мониторинга в Республике Адыгея на основе проекта базовой модели унифицированного акта, рекомендаций системы оценки и регулирования потенциального риска и проектов типовых моделей актов».
С 2008 года решается первая из указанных четырех проблем. Базовая модель унифицированного акта обследования объектов разработана с учетом Положения об Управлении Роспотребнадзора по Республике Адыгея, ведущих принципов системного анализа в управлении и риск-менеджмента в условиях рыночной экономики.
В связи с решающим значением организационно-социальных, санитарно-гигиенических и финансово-экономических факторов производства для качества выпускаемой продукции и благополучия населения в основу базовой модели унифицированного акта обследования объектов заложена системная оценка и регулирование риска нарушений требуемой законодательно-нормативной обстановки по основным трем критериям:
1.Состояние организации труда;
2.Состояние санитарно-гигиенической безопасности производства;
3.Состояние социально экономического благополучия объекта.
Разработана система оценки категорий благополучия объекта на основе моделирования показателей благополучия, разработки унифицированных технологий по выявлению его фактического состояния, сравнительного анализа факта и нормы, прогнозирования санитарно-эпидемиологической обстановки и реагирования, т.е. принятия адекватных управленческих решений. Согласно аксиомам риск - менеджмента, для базовой модели унифицированного акта обследования объектов используется метод сравнительно-относительной индексной оценки опасности риска нарушений и негативных изменений законодательно нормируемых параметров социально-гигиенической обстановки во всех контролируемых «элементах - подсистемах - системах» объектов: от 0 (минимум) - до 1 (максимум).
Разработанная базовая модель унифицированного акта обследования объектов включает комплекс трех - уровневых контрольных показателей с разными весами их значимости, унифицированную упрощенную трех - таксовую оценку индексов опасности (риска) нарушений и негативных изменений на объектах и, как следствие, предусматривает возможность их оперативного рационального регулирования в сфере Роспотребнадзора на территории Республики Адыгея.
Путем последовательного осуществления исходной, промежуточной и заключительной оценки опасности (риска) нарушений норм (технических регламентов) требуемого состояния контролируемых элементов, подсистем и систем можно не только совершенствовать надзорную деятельность, но и сформировать организационно-методический каркас программ социально-экономического развития страны и регионов. Такой подход позволяет ставить задачи по разработке и реализации Регионального стандарта благополучия населения как одной из ключевых характеристик условий жизнедеятельности регионального социума. Стандарт должен быть дифференцированным по отдельным группам субъектов Российской Федерации.
В этом случае можно ставить перед всеми регионами страны посильную и равнонапряженную задачу улучшения благополучия населения.
Государственный региональный стандарт благополучия населения можно было бы определить как совокупность показателей, характеризующих конституционное право на:
- защиту прав и свобод человека;
- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
- труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
- образование;
- благоприятную окружающую среду;
- охрану здоровья и медицинскую помощь.
Комплексное достижение показателей на территории муниципальных образований, отдельных поселений и региона в целом свидетельствует об обеспечении благополучия населения. Такой подход позволяет ставить на перспективу, количественно измеряемую цель - увеличение доли населения, проживающего в зоне благополучия, и снижение числа лиц, находящихся в группе риска, т.е. в зоне неблагополучия.
Системный подход к совершенствованию деятельности предполагает четкое определение ее цели, то есть концептуальной оценки реально стоящих перед службой проблем. Опыт перестройки службы показывает, что пересмотру подлежали практически все аспекты деятельности, начиная с процесса заключения трудового контракта, осмысления и составления должностных регламентов, решения проблем планирования и моделирования работы и кончая вопросами оплаты труда.
Работа по внедрению ведомственных целевых программ, обусловила необходимость стандартизации и упорядочения всей нормативно-технической, директивной, методической документации, формализации видов работ, создания стандартизованных технологий выполнения государственных услуг и других функций по осуществлению надзора.
При существующей в Управлении организации труда возникает настоятельная необходимость (мотивация) совершенствования повышения уровня профессионализма сотрудников. Одним из стимулов к повышению профессионального уровня и качества выполняемой работы, является премирование, которое осуществляется в соответствии с показателями деятельности конкретных должностных лиц и выполненного объема работ с учетом коэффициента достижения результата (КДР). Для его определения разработана модель оценки конечных результатов (МКР) утвержденная в положении о премировании.
Таким образом, в формировании тактики достижения конечного результата имеются два мотивационных момента: научная целесообразность и материальная обусловленность, которые в своей совокупности гарантируют достижения конечного результата - обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения республики, защиту прав потребителей и потребительского рынка от опасной и недоброкачественной продукции.
При реализации ведомственных целевых программ особое значение придавалось внедрению вычислительной техники, что позволяет сократить время на ведение документации, создает условия для углубленного анализа и прогнозирования санитарно-эпидемиологических ситуаций.
В этих целях разработана система оценки состояния здоровья и показателей, характеризующих общий санитарно-гигиенический фон, эпидемиологическую ситуацию в республике, условия труда и быта населения и состояния здоровья во взаимосвязи с факторами окружающей среды.
Такая система позволила сформировать базу данных о состоянии здоровья и среды обитания человека с обоснованной разработкой профилактических мероприятий.
Основными, опорными блоками в системе являются решение организационно-управленческих задач и научно-информационное обеспечение процесса. Сам механизм достижения конечной цели в определенной мере сформирован и унифицирован для любого варианта деятельности службы в зависимости от специфики объекта.
Приоритет отдан информационному обеспечению как основе правильного выбора механизма достижения цели, разработке стандартизованных технологий и повышению профессионального уровня должностных лиц. Стандартизация деятельности госсанэпидслужбы Республики Адыгея начинается с 1989 года, когда внедрение новых организационных форм деятельности, установление экономической зависимости между оценкой качества работы и размером материального стимулирования потребовали разработки стандартизованных технологий проведения предупредительного и текущего санитарного надзора.
Для обеспечения деятельности сформирована система нормативной документации по стандартизации. Система развивается на основе общей классификации объектов стандартизации с определением категории и видов нормативных документов. Выбор объектов стандартизации проводится на основе единых принципов их классификации, систематизации и структурирования, с учетом обязательного установления функциональной взаимосвязи между ними и возможности расширения номенклатуры.
Основными объектами стандартизации в Управлении являются: технологии обследования объектов надзора, требования НТД к различным видам объектов (деятельности), учетно-отчетная документация, информационные технологии сбора, хранения и обработки информации, организационные технологии, квалификация специалистов.
Создание системы стандартизации, определение основных методических подходов к разработке и совершенствованию стандартов, надзорной деятельности, сводов требований НТД, и учето-отчетных документов, регламентирующих деятельность отдельных видов объектов (деятельности) (далее - своды требований), документов санитарного законодательства, и законодательства в сфере защиты прав потребителей позволяет более активно влиять на санитарно-эпидемиологическую обстановку, используя стандартизацию как средство коллективной оценки и управления качеством проведения надзорных мероприятий.
В Управлении разработано 62 свода требований, 9 стандартов по организации деятельности службы, 79 стандартов учреждения по обследованию объектов надзора, схема обследования объекта, унифицированные формы учетно-отчетных документов, критерии по отнесению объекта к категории благополучия.
Многолетний опыт осуществления надзорной деятельности с использованием сводов требований, СТО и унифицированных актов обследования объектов подтверждает, что этот подход отвечает задачам, вытекающим из требований Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ФЗ№ 52 и Федеральных Законов «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» ФЗ № №№134 и 294, и позволяет создать единое информационное пространство по обеспечению прав граждан на благоприятную среду обитания.
В дальнейшем стандартизация деятельности будет продолжать развитие в следующих направлениях: разработка стандартов оказания государственных услуг, стандартов выполнения основных видов деятельности по реализации функций Управления, стандартизация требований к различным видам объектов (деятельности), разработка сводов требований НТД и учетно-отчетных документов; разработка стандартизованных технологий обследований объектов надзора; унифицированных актов обследования; стандартизация в области профессиональной подготовки; стандартизация в области информационного обеспечения.
Проводимые мероприятия по стандартизации деятельности Управления направлены на системное решение задач по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на основе упорядочения функций органов государственного надзора.
