Потребителям о распродаже
Для большинства потребителей слово «распродажа» играет немаловажную роль, когда они принимают решение о покупке. Однако не стоит обольщаться, ведь зачастую «старая цена» товара бывает сильно завышенной, и поэтому «новая цена», якобы со скидкой, выглядит очень привлекательно.
Чтобы разобраться в «кухне» скидок необходимо уяснить, что это такое - СКИДКА и понять в чем ее отличие от уценки!
Система ценовых скидок находит все большее применение в российской практике ценообразования. Эта система используется для повышения объема продаж, привлечения как можно большего числа покупателей, заинтересованности их более выгодными условиями, чем у конкурентов.
Как таковое понятие скидка отсутствует в законодательных и нормативных актах Российской Федерации. Однако в соответствии с обычаями делового оборота под скидкой принято понимать уменьшение продавцом ранее заявленной стоимости товара. Это означает, что фактическое применение скидки приводит к снижению цены реализации товара. Поскольку организации сами устанавливают цены на товары (за исключением случаев регулирования цен), то они могут предусматривать и скидки с цены товара. При этом в зависимости от условий предоставления скидки покупатель может рассматривать ее как согласование новой цены в договоре или изменение цены после заключения договора.
Гражданское законодательство предусматривает возможность изменять цену договора как до, так и после его заключения. Продавец предлагает покупателю выполнить определенные условия и воспользоваться скидкой. За покупателем остается право - использовать эту возможность или нет.
Наиболее распространенными являются скидки:
- за объем (количество) приобретенного товара;
- накопительные (кумулятивные);
- за скорейшую оплату товаров;
- сезонные;
- бонусные;
- дисконтные;
- купоны (купонаж).
Размер скидки зависит от характера сделки, условий поставки, взаимоотношений с покупателями, конъюнктуры рынка, сезонного характера производства и потребления и т.д.
Что же нужно знать потребителю, приобретая товары в период распродаж?
Во-первых, выбирая товар на распродаже, необходимо обратить особое внимание на его качество и другие характеристики - комплектность, гарантийный срок, срок годности товара (особенно если это парфюмерно-косметические товары, или продукты питания).
Необходимо также выяснить причину снижения стоимости товара до того, как вы его оплатите. Продавец обязан предоставить такую информацию потребителю, так как от нее напрямую зависят правовые последствия покупки.
Во-вторых, нередко на распродажах наряду с качественными товарами, которые продаются со скидкой, соседствуют уцененные, т.е. товары, имеющие какой-то дефект.
Данные товары обязательно должны иметь специальную маркировку, где указывается причина уценки. Согласно п.11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55: «Если приобретаемый товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом. Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке, товарном чеке или иным способом)».
В-третьих, если в товаре, приобретенном со скидкой, в дальнейшем будет обнаружен недостаток, покупатель может воспользоваться всеми правами, предоставленными ему ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»:
- потребовать замены на товар этой же марки (модели, артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула);
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьими лицами;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
При этом распространенная отговорка продавца, что товар приобретен на распродаже со скидкой и не подлежит возврату и обмену, неправомерна.
Если же вы приобрели уцененный товар, и при этом продавец предупредил вас о наличии в товаре недостатка, то применить нормы ст. 18 Закона невозможно.
