О техническом регламенте на соковую продукцию из фруктов и овощей
29 апреля 2009 года вступил в силу третий по счету «пищевой регламент» - Федеральный закон от 27.10.2008 N 178-ФЗ Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей. Теперь под колпак технического регулирования попали не только молочная и масложировая продукция, но и соковая.
Никому из производителей больше не потребуется искать обязательные для исполнения требования в десятках ГОСТов и СанПиНов. Все требования - в одном законе, и он, в отличие от стандартов и правил, находится в открытом доступе.
Данный техрегламент установил:
- обязательные требования к соковой продукции (в том числе импортной) из фруктов и (или) овощей, находящейся в обращении на территории РФ, а также связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки и реализации;
- правила идентификации соковой продукции;
- правила и формы оценки соответствия и подтверждения соответствия соковой продукции требованиям Техрегламента;
- требования к маркировке соковой продукции.
Наиболее интересная часть Техрегламента касается правильного позиционирования продукции на рынке. Впервые на законодательном уровне исчерпывающим образом определяются ключевые понятия и классифицируются виды соковой продукции.
В соответствии с пп. 12 ст. 4 Техрегламента соковая продукция из фруктов и (или) овощей - это соки, фруктовые и (или) овощные нектары, фруктовые и (или) овощные сокосодержащие напитки, морсы, фруктовые и (или) овощные пюре независимо от способов их производства и обработки, концентрированные натуральные ароматообразующие фруктовые или овощные вещества, клетки цитрусовых фруктов, фруктовая и (или) овощная мякоть.
Именоваться соком с вступлением в силу Техрегламента сможет жидкий пищевой продукт, который несброжен, способен к брожению, получен из съедобных частей доброкачественных, спелых, свежих или сохраненных свежими либо высушенных фруктов и (или) овощей путем физического воздействия на эти съедобные части и в котором в соответствии с особенностями способа его получения сохранены характерные для сока из одноименных фруктов и (или) овощей пищевая ценность, физико-химические и органолептические свойства.
Сок, произведенный из свежих или сохраненных свежими фруктов и (или) овощей путем механической обработки, получил название сок прямого отжима. Его разновидность - свежеотжатый сок, произведенный на глазах потребителей и не подвергавшийся консервированию. В такие соки не допускается добавление растворов и (или) сиропов сахара и (или) сахаров (п. 10 ст. 8 Техрегламента).
Если из сока прямого отжима удаляется вода и содержание растворимых сухих веществ в нем увеличивается не менее чем в два раза, то получается концентрированный сок. Концентрированный сок + питьевая вода или концентрированный сок + сок прямого отжима + питьевая вода = восстановленный сок.
Еще один вид сока - диффузионный. Он производится путем извлечения экстрактивных веществ из свежих фруктов и (или) овощей либо высушенных фруктов и (или) овощей одного вида, сок из которых не может быть получен путем их механической обработки. Может подвергаться концентрированию, а затем восстановлению.
В нектарах содержится от 25 до 50% натурального сока и (или) овощного пюре (остальное - питьевая вода, с добавлением (или без) подсластителей, сахара и (или) меда, мякоти фруктов и (или) овощей, клеток цитрусовых фруктов, концентрированных натуральных ароматообразующих веществ фруктов и (или) овощей). Всокосодержащих напитках самого сока и (или) овощного пюре - не менее 10% (для лимона и лайма минимальный порог - 5%). В морсе минимальная объемная доля ягодного сока и (или) пюре - 15%.
Фруктовое и (или) овощное пюре производится путем измельчения и (или) протирания съедобных частей цельных либо очищенных от кожуры свежих или сохраненных свежими фруктов и (или) овощей без последующего отделения сока и фруктовой и (или) овощной мякоти.
Концентрированные натуральные ароматообразующие фруктовые или овощные вещества - жидкие продукты, содержащие натуральные ароматообразующие фруктовые или овощные вещества (смесь природных летучих и нелетучих соединений для придания естественного вкуса и запаха) в количестве, превышающем их естественное содержание во фруктах или в овощах либо в соках из них не менее чем в четыре раза.
Клетки цитрусовых фруктов - объемные множественные пленочные структуры, которые содержат или не содержат сок, формируют внутренние сегменты съедобной части цитрусовых фруктов.
Фруктовая и (или) овощная мякоть - смесь, состоящая из нерастворимых взвешенных частиц нарушенной растительной ткани фруктов или овощей в ходе их переработки.
Техрегламент устанавливает требования к безопасности соковой продукции (конкретные численные значения гигиенических требований и микробиологических показателей безопасности приведены в приложениях к регламенту). Они практически полностью соответствуют действующим СанПин, что не ведет к изменению степени риска при потреблении соковой продукции. Таким образом, цель регламента - не ужесточение требований, а создание четкой законодательной базы для борьбы с фальсификатом.
Отдельная статья регламента посвящена безопасности продукции для детского питания и ее пищевой ценности. Детская продукция должна не только отвечать требованиям к безопасности, установленным в приложении 1 к Техрегламенту в части гигиенических и микробиологических показателей. При ее производстве не допускается использование фруктов и овощей, компонентов и пищевых добавок, содержащих ГМО, а также подсластителей (за исключением специализированной соковой продукции для детей, больных сахарным диабетом). В соковую продукцию для детей раннего возраста (до трех лет) не допускается добавление ароматизаторов и подкрашивающих экстрактов. Установлено, что такая продукция должна выпускаться в обращение в упаковках не более чем 0,35 л.
Подробно регламентируется использование в производстве пищевых добавок и компонентов. Важно, что соки, нектары и пюре теперь не должны содержать натуральных и искусственных ароматизаторов и ароматизаторов, идентичных натуральным. Их использование, а также красителей, соответствующих установленным требованиям, допускается только при производстве сокосодержащих напитков. А вот в соки, за исключением свежеотжатых, допускается добавлять натуральные ароматобразующие фруктовые или овощные вещества, которые, как разъяснено, не относятся ни к ароматизаторам, ни к пищевым добавкам (п. 6, 7 ст. 8 Техрегламента). Для морсов также допускается содержание концентрированных натуральных ароматобразующих фруктовых или овощных веществ и натуральных ароматизаторов.
Статьей 11 Техрегламента детализированы требования к маркировке соковой продукции, наносимой на потребительскую упаковку. Наименования соковой продукции должны включать в себя наименования фруктов и (или) овощей, использованных при ее производстве (унифицированные наименования приведены в приложении 2 к Техрегламенту), или слова, производные от этих наименований, в любой последовательности. Например, сок апельсиновый или сок из апельсинов, тыквенный нектар или нектар из тыквы, персиковый сокосодержащий напиток, концентрированное пюре из яблок и т.д. Если соковая продукция производится из двух и более видов фруктов и (или) овощей, в ее наименовании следует перечислить наименования соков и (или) фруктовых и (или) овощных пюре, которые входят в состав такой продукции, в порядке убывания объемной доли соответствующих сока и (или) пюре. В наименовании сока (или непосредственной близости от него) должно указываться, какой это сок - прямого отжима или восстановленный. Кроме того, наименование сока дополняют словами с добавлением сахара/с сахаром, если в сок добавлены сахар/сахара/их растворы/сиропы, а рядом с наименованием соков, в которые добавлен мед, должна быть надпись с медом. Наименования нектаров и сокосодержащих напитков, произведенных с использованием подсластителей, дополняют словами с подсластителем/с подсластителями. В наименовании соковой продукции (рядом с ним) должно быть слово обогащенный, если в ее состав входят физиологически активные пищевые компоненты. Здесь же допускается перечислить эти компоненты. В наименовании продукции (близ него), предназначенной для питания детей, должны быть слова для детского питания или иные слова, говорящие о ее предназначении, указывается возраст детей, рекомендации об условиях и сроке хранения после вскрытия упаковки (в отношении остальной соковой продукции информация об условиях хранения после вскрытия упаковки указывается в любом месте на упаковке). Указание в наименовании соковой продукции на иные ее признаки не является обязательным (в том числе размещение рядом с ним надписи с солью).
В Техрегламенте подробно прописано, какая конкретно информация должна размещаться на потребительской упаковке. К примеру, на упаковках сокосодержащих напитков, а также нектаров и морсов должна быть информация о минимальной объемной доле сока. А размещение надписи с мякотью на упаковках соков и нектаров, содержащих клетки цитрусовых фруктов, разрешается только в том случае, если ее в продукте свыше 8%. Надпись осветленный наносится на упаковку соковой продукции только в том случае, если массовая доля осадка не превышает 0,3%. Слово газированный должно размещаться на ней, если массовая доля двуокиси углерода составляет не менее 0,2%. Если в соковую продукцию добавлены пряности или их экстракты, на упаковке должна появиться надпись с пряностями и (или) следует перечислить соответствующие наименования. В составе соковой продукции на упаковке сначала указываются наименования сока и (или) фруктового и (или) овощного пюре, затем - компонентов и пищевых добавок (если сок не содержит их, то его состав можно не указывать). В составе продукции, включающей воду, - нектаров, морсов и сокосодержащих напитков - последней указывается вода.
Особое требование касается соковой продукции для детей первого года жизни. На ее упаковке следует указать возраст ребенка (в месяцах), начиная с которого рекомендуется введение данной продукции в рацион ребенка, и рекомендации по ее потреблению. Следует обратить внимание, что не допускается указание возраста ребенка менее трех месяцев (п. 12 ст. 11 Техрегламента). К слову, в первоначальном тексте сокового техрегламента не был оговорен возраст детей, в рацион которых допускается вводить фруктово-овощной прикорм.
Что касается оценки соответствия, то регламентом предусмотрены три ее формы (ст. 20): подтверждение соответствия, государственная регистрация и государственный контроль (надзор) за соблюдением требований к продукции и связанным с требованиями к ней процессам производства, хранения, перевозки и реализации.
Государственной регистрации подлежат новая соковая продукция, а также соковая продукция для детского питания (п. 1 ст. 25 Техрегламента). Под новой подразумевается продукция:
- имеющая новую или подвергнутую генетической модификации молекулярную структуру;
- произведенная из фруктов и (или) овощей, не указанных в Техрегламенте (приложение 2);
- при производстве которой применяются технологические процессы, впервые внедряемые на территории РФ, изменяющие состав и структуру продукции и оказывающие значительнее воздействие на ее пищевую ценность.
При этом государственная регистрация производится на этапе подготовки к производству в отношении производимой на территории РФ продукции, и до ввоза продукции в РФ - в отношении впервые ввозимой и ранее не реализуемой на территории РФ продукции.
Документом, подтверждающим госрегистрацию, станет соответствующее свидетельство (п. 5 ст. 25 Техрегламента). Прежде чем выдать его, орган государственного контроля (надзора проведет экспертизу документов, подтверждающих безопасность соковой продукции и ее соответствие требованиям Техрегламента, и экспертизу результатов необходимых исследований (испытаний). Затем - внесет продукцию в Государственный реестр пищевых продуктов, материалов и изделий, разрешенных для изготовления на территории РФ и обращение на территории РФ и оборота.
В качестве обязательного подтверждения соответствия закрепляется обязательная сертификация и декларирование соответствия, прописаны их различные схемы, выбор которых оставлен на усмотрение производителя (п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 22 Техрегламента).
При выборе схемы предприятие должно подать заявку на сертификацию продукции и документы, перечень которых приведен в п. 3 ст. 23 Техрегламента, в орган по сертификации (область аккредитации которого распространяется на соковую продукцию).
При положительном решении по заявке орган по сертификации проводит отбор образцов соковой продукции, идентифицирует их, определяет программу исследований (испытаний) и направляет образцы в аккредитованную испытательную лабораторию.
Срок действия декларации о соответствии партии соковой продукции должен соответствовать сроку ее годности, а декларации о соответствии соковой продукции, выпускаемой серийно, - 5 лет.
Таким образом, в отличие от других принятых пищевых регламентов, соковый регламент не устанавливает специальных принципов и форм проведения госконтроля (надзора), его правил. Единственно, уточняется, что процессы производства соковой продукции контролируются путем проведения периодических плановых и внеплановых проверок эксплуатируемых объектов производства продукции.
Что касается государственного контроля (надзора) (ст. 26 Техрегламента), он осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Если орган государственного контроля (надзора) выявит нарушение требований Техрегламента, он праве выдать предписание об устранении выявленных нарушений. А в случае невыполнения этого предписания или невозможности предотвращения вреда (жизни и здоровью граждан, имуществу и пр.) - обратиться в суд с иском о принудительном отзыве не соответствующей требованиям Техрегламента соковой продукции (п. 2, 3 ст. 27 Техрегламента). Заметим, п. 1 ст. 27 Техрегламента установлена обязанность изготовителя соковой продукции отозвать из обращения продукцию, не соответствующую требованиям Техрегламента, и принять меры по недопущению причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, окружающей среде и пр., когда такое несоответствие установлено им или органом госконтроля (надзора).
Невозможно не обратить внимание, что в Техрегламенте ни слова не говорится об ответственности за нарушение его требований, как это было в молочном регламенте, и даже не дается отсылка к соответствующему блоку законодательства РФ, как в масложировом. Более того, слово фальсификация по отношению к соковой продукции употребляется единожды - в ст. 5 Техрегламента, посвященной идентификации соковой продукции. В данной норме установлены различные правила идентификации в зависимости от ее целей. Если цель - определить, относится ли продукция к сфере действия Техрегламента, достаточно сравнить наименование, размещенное на потребительской упаковке или указанное в товарно-сопроводительных документах, с наименованиями, перечисленными в ст. 4 Техрегламента. Проведение исследований (испытаний) не требуется. В целях установления фальсификации соковой продукции из фруктов и (или) овощей и ее несоответствия своему наименованию идентификация соковой продукции из фруктов и (или) овощей осуществляется путем совокупной оценки:
- физико-химических, органолептических и других показателей-признаков видов соковой продукции из фруктов и (или) овощей;
- наименования фруктов и (или) овощей, применяемых для производства соответствующей соковой продукции из фруктов и (или) овощей;
- содержания растворимых сухих веществ в соках, во фруктовых и (или) в овощных пюре;
- минимальной объемной доли сока и (или) фруктового и (или) овощного пюре во фруктовых и (или) в овощных нектарах, в морсах и (или) во фруктовых и (или) в овощных сокосодержащих напитках;
- сведений о возможных природных свойствах химического состава соков и фруктовых и (или) овощных пюре с учетом характерных для них сортовых, географических, климатических, сельскохозяйственных и технологических факторов.
Несомненно, для проведения идентификации с целью установления фальсификации потребуются соответствующие исследования (испытания). По смыслу ст. 5 Техрегламента проводить идентификацию соковой продукции может любое заинтересованное лицо. Как минимум, это орган по сертификации (п. 5 ст. 23 Техрегламента), орган, осуществляющий госконтроль (надзор), и, само собой, потребители.
В заключение напомним, что согласно Закону о техническом регулировании национальная система стандартизации не прекращает своего существования с принятием тех или иных технических регламентов. Закон лишь меняет статус национального стандарта (ГОСТ и ГОСТ Р), определяя его как документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Между тем установленный в России порядок предусматривает для производителя возможность руководствоваться при производстве продукции любыми документами (ТУ, ГОСТ, стандарты организации). Единственное, он должен быть готовым доказать, что изготовленная по этим документам продукция не противоречит требованиям соответствующих технических регламентов.
