Сообщение об ошибке

Notice: Trying to access array offset on value of type null в функции taxonomy_menu_trails_init() (строка 102 в файле /var/www/tigersoft/data/www/dev01.3364339.ru/sites/all/modules/taxonomy_menu_trails/taxonomy_menu_trails.module).

О создании в общеобразовательных учреждениях условий по формированию нравственной и духовно развитой личности

Выступление руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея  А.Х. Агирова на координационном совещании руководителей правоохранительных органов Республики Адыгея 31 марта 2011 г.

 Известно, что с  самого рождения человек попадает в общество, там  растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных.

  На мой взгляд, все, что происходит в обществе - это результат взаимодействия инстинкта и интеллекта.  Врожденные инстинкты, производными которых  являются  боль, страх, жажда, голод, половые инстинкты и другие - с человеком рождаются и определяют его поведение.

Интеллект - приобретенный. Производными интеллекта являются мораль, честь, совесть, нормы, правила, технологии и законы. В основе этих понятий лежит якобы существующая договоренность людей об определенных обязательствах.

Если нет твердых понятий и нет системного воспитания людей, то только от силы сознания самого человека зависит насколько будут соблюдаться все эти понятия.

Так, в  отличие от морали, которая,  наряду с законом,  является внешним требованием к поведению индивида, нравственность - есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести. Нравственность есть принятие на себя ответственности за свои поступки.

Слова «духовность» и «нравственность»  сами по себе изначально не имеют негативной или позитивной окраски. Когда мы говорим, что общество безнравственно, бездуховно, мы должны четко понимать, что в этом обществе не выработаны нравственные и духовные ценности,  дающие  человеку свободу и определяющие осознанные рамки обязанностей и ответственности. Кроме того, не определен и нигде не прописан четкий  перечень  общечеловеческих ценностей.

Говоря о назначении образовательных учреждений, на мой  взгляд, следует отметить  ряд моментов, при которых  происходит существенное негативное воздействие на психику ребенка, неточное, а порой искаженное восприятие смысла воспитания и образования.

Начнем с детских садов. Дошкольное учреждение является институтом общества, специально созданным для социализации дошкольника. Положение о ДОУ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г №666 определяет ряд основных задач дошкольного образовательного учреждения. Среди них охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья детей и т.д.  Однако, ни в положении о ДОУ, ни в  существующих программах  по воспитанию детей,  не обозначена  главная, на наш взгляд,  задача детского сада - продолжить и развить   домашнее воспитание.

Семья - первичное пространство социализации ребенка дошкольного возраста.  Для маленького ребенка весь мир сконцентрирован в близком взрослом. Сквозь призму общения с ним он воспринимает весь мир.  Поэтому  в детских садах, а затем и  в школах  должен быть взят курс на воспитание уважения к семье, к  родителям,  на развитие и  поддержание их авторитета в глазах детей.

К сожалению, профессия воспитателя непрестижная. Средняя зарплата воспитателя составляет 4600 рублей в месяц, нянечки- 4300 рублей.  С каким настроением приходит работать воспитатель за эти деньги? Сложно развивать духовность, не имея физической основы...

В Республике Адыгея  126 дошкольных образовательных учреждений, в которых воспитывается 15722 детей, что составляет 57% от числа детей дошкольного возраста. Недостаток мест в дошкольных учреждениях составляет около 10 тысяч. Переуплотненность  детских  садов в Адыгее составляет 118 %, в том числе в городах - 123%, в сельской местности - 108%.

При этом,  надзорные мероприятия проведенные  в дошкольных учреждениях,  выявляют факты ежедневного отсутствия   до 30 %  детей от списочного состава. То есть почти 1/3 детей только числятся в детских садах, но не посещают их по причине болезни.

Переуплотненность детских учреждений является фактором риска возникновения и распространения инфекционных заболеваний, приводит к нарушениям обязательных требований при размещении и содержании детей.

Говоря о школах,  следует отметить, что в стандарт образовательной услуги также  не заложено слово «воспитание».  Школьные программы сегодня нацелены на то, чтобы дать детям как можно больше знаний, но важно понять, что эти знания, не подкрепленные  фактическими умениями, становятся не силой, а  ношей. Когда  идет речь о  воспитании и образовании, то задача  школы  не только дать знания, но и сформировать определенные понятия - сущностные представления о происходящих процессах, явлениях, событиях. В результате деятельности образовательных учреждений у учащихся должны сформироваться умения -  необходимый человеческий потенциал, способность моделировать жизненные технологии на основе полученных понятий и знаний. Умения, воплощенные в практику, представляют собой дело и дают нужный людям результат.   Однако,  из 20 предметов, предусмотренных для получения  государственного образовательного стандарта по 5 предметам (25%)  не созданы соответствующие условия:

В  26 учреждениях  для 2972 учеников  (7%) отсутствуют спортивные залы;

в 11  школах  республики для 346 учеников  (2,2%) отсутствуют кабинеты химии;

в 15 учреждениях республики для 618 учеников, (4%) отсутствуют кабинеты физики. Из 133 имеющихся  кабинетов 80,1 % не оборудованы демонстрационными и ученическими лабораторными столами с подачей воды, электричества, канализации и сжатого воздуха.

в 16 учреждениях для 1191 учеников ( 5%) отсутствуют кабинеты иностранного языка.  А  имеющиеся  92 кабинета  (73,0%) не соответствует установленным требованиям: не оснащены столами преподавателя с пультами управления и тумбами для проекционных аппаратов, подставками под магнитофон и проигрыватель, лингафонными рецептивными установками;

в 140 школах из 161 имеются кабинеты информатики, из них не соответствует требованиям по набору площадей и наличию специализированной мебели - 63 кабинета (или 45% от числа оборудованных), в которых обучается 3887 учеников.

Таким образом, отсутствие  должных условий приводит к  имитации обучения  и   закладывают   фальшь и обман  в раннем возрасте.

Одним из ключевых факторов поддержания  здоровья и эффективности обучения детей является  организация рационального питания.     По итогам 2010 года  в образовательных учреждениях РА горячим питанием было охвачено 22 478 учащихся, что составляет 52,0% от общего количества учащихся (43 194 чел.), в 2009г охват учащихся горячим питанием составил 55,0% (количество учащихся 42 100чел.), таким образом, охват учащихся горячим питанием в 2010г снизился на 3%.

Всего по РА охвачено 2-х разовым питанием (завтраками и обедами) 4 053 учащихся, что составляет 9,4% от общего числа учащихся, только завтраками охвачено 10 969 чел. (25,4%), обедами - 7 406 уч-ся, что составляет 17,2% от общего числа учащихся школ республики.

Кроме того, в 2010 году 1309 детей  ( 10%)  на  проверенных объектах получали услуги питания,  не отвечающие требованиям стандартов по качеству и безопасности.  Факты выпуска продукции, не отвечающей требованиям безопасности по микробиологическим показателям в 2010г зарегистрированы в СОШ №7 г. Майкопа для 200 детей, СОШ №9 ст. Дондуковская на 405детей, СОШ №10 с. Штурбино на 60 детей, СОШ № 4 на 430 детей (Красногвардейский район, с.Белое),  СОШ  № 3  на 120 детей (Майкопский район, ст. Абадзехская);  продукции с заниженной пищевой ценностью в СОШ № 9 Гиагинского района на  405 детей, СОШ № 24, 26 г. Майкоп на 170 детей. По результатам надзорных мероприятий выявлены нарушения технологических процессов при приготовлении готовых блюд, их выдаче,  нарушения условий мойки и обработки посуды на 13объектах (44% от числа проверенных).

В 5-х образовательных учреждениях республики,  в которых обучается 437 школьников, отсутствуют помещения для приема пищи в: г. Майкопе - 3 (СОШ № 24, НОШ №26, православная гимназия), Шовгеновском районе -1 (СОШ №10 х.Хапачев), Красногвардейском районе-1 (НОШ № 18 с.В.Назаров).

Длительность пребывания ребенка в школе, с учетом факультативных занятий,  составляет  до 8 часов в день и несвоевременное поступление в организм питательных веществ на фоне даже незначительного соматического нездоровья ведет к хронизации заболеваний.  Заболевания органов пищеварения занимают в структуре общей заболеваемости  детей до 14 лет  3,5 %, заболеваемости подростков - 7,9 %.  Поэтому нельзя считать позволительными и оставлять безнаказанными  факты, когда в течение  учебного дня ( а то и всего дня) дети  остаются без питания.

Согласно ст. 38 Конституции РФ, ст. 54, 60 Семейного Кодекса РФ, ст 26, 27 Конвенции  о правах ребенка родители обязаны содержать и воспитывать своих детей.  Обязанности родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей неразрывно связаны с обязанностью по их воспитанию, уходу за ними, заботой об их физическом развитии, что невозможно без определенных материальных затрат, в том числе для обеспечения потребностей ребенка в питании.  Причем предусмотрена не просто обязанность, а финансовая ответственность родителей за содержание, в том числе питание детей. В этой связи, следует отметить, что статья 6.3. КоАП РФ предусматривает административную  ответственность родителей за заботу о здоровье, гигиеническом воспитании и обучении своих детей.  

Говоря о формировании нравственной и духовно развитой личности, нельзя обойти вниманием такой аспект, как создание в образовательных учреждениях условий для соблюдения правил личной гигиены учащихся.  С одной стороны это показывает уровень культуры, с другой - является важнейшим  компонентом  в формировании нравственной и духовно развитой личности.  Но печальная тенденция такова, что в  79 школах республики  (49%), в которых обучается 12255 учащихся (28,3% от общего количества школьников) отсутствуют туалеты, отвечающие гигиеническим требованиям.  Учащиеся вынуждены пользоваться надворными туалетами, не обеспеченными водой, отоплением, кабинами. 

О  какой морали, нравственности, воспитании личности   и чувстве прекрасного можно говорить, если с первого класса ребенок  фактически унижен?  В ряде туалетов, словно в тюремных камерах, нет  дверей, внутритуалетных перегородок,  освещения.

(например, в Майкопском районе МОУ СОШ №14 ст. Курджипская, МОУ СОШ №4 п. Победа, в Тахтамукайском районе МОУ СОШ №8, а. Псейтук, МОУ ООШ №16 х. Суповский, МОУ СОШ №20 х. Новый сад, в Красногвардейском районе МОУ СОШ №2 а. Хатукай, в Кошехабльском районе МОУ СОШ №8 с. Натырбово, МОУ СОШ №11 а. Ходзь, в Шовгеновском районе МОУ ООШ №10 а. Хатажукай, МОУ ООШ №13 х. Михайлов, МОУ ООШ №12 х. Мамацев).

В некоторых школах, где якобы обратили внимание на эту проблему,  после капремонта  несколько  новых  унитазов  стоят  в ряд, как на подбор. Но никаких перегородок между ними, а тем более дверей нет и в помине. Невольно возникает вопрос к  директорам: Вы могли бы посетить туалет, когда рядом еще несколько  человек стоят и смотрят? Понятно, что подобная публичность  формирует   у детей  различного рода  психические комплексы и  может привести к  серьезным психологическим последствиям.

Школьные туалеты - самая настоящая пытка для девушек с их физиологическими особенностями. Из 161 общеобразовательных учреждений республики  только в 9 имеются комнаты для личной гигиены девочек.  (ГОУ «Адыгейская республиканская гимназия», г. Майкоп, МОУ СОШ №2, а. Ассоколай, МОУ СОШ №9, а. Вочепший, МОУ СОШ №1, ст. Гиагинская, МОУ СОШ №2, п. Краснооктябрьский, МОУ СОШ №5, ст. Даховская, МОУ СОШ №3, а. Джерокай, МОУ СОШ №4, а. Мамхег, ГОУ «Адыгейская республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида, а. Хакуринохабль).

По данным мониторинга   11 % образовательных учреждений  республики  оснащены ученической  мебелью, не отвечающей  гигиеническим нормативам по  росто-возрастным особенностям детей.

На 7% от числа проверенных  в 2010 году объектов   внутренняя отделка помещений не обеспечивает   санитарно-противоэпидемическую безопасность  для 292 детей или 2,3% детей от числа проверенных учреждений: МОУ СОШ №3, а. Адамий для 133 детей,   СОШ № 6 п. Гончарка для 159 детей.  На 3%  проверенных объектах,  до  10% ученических мест,  где обучаются 210 детей  уровень освещенности  не соответствовал  гигиеническим нормативам  (МОУ СОШ № 9 Майкопского района и т.д.)

Между тем, по данным Министерства здравоохранения РА только 27% детей Адыгеи  относятся к 1 группе здоровья, 1426 детей-инвалидов.

Из 87857 детей от 0  до 17лет 25380 детей состоят на  диспансерном учете, т.е. имеют отклонения в состоянии здоровья.

По результатам надзорных мероприятий руководителям муниципальных образований республики неоднократно направлялась информация о состоянии образовательных учреждений, выдавались представления по устранению нарушений санитарного законодательства, составлялись планы- графики по обеспечению в учреждениях  должных санитарно- гигиенических условий. Однако, ситуация остается на прежнем уровне. Главы администраций при составлении планов социально-экономического развития  должны быть заинтересованы в этом вопросе.

Получение знаний и умений  в школах важны, но  разве менее важна человеческая сущность детей, их  нравственные и духовные силы? Нравственно-психологический комфорт - это фундамент для  основ воспитания и образования.