О вступлении в силу Федерального Закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Государство при соблюдении своих интересов применяет различные виды контроля и спектр их достаточно широк. Федеральный закон №134-ФЗ от 8 августа 2001 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», был направлен на защиту прав предпринимательского сообщества. Однако, как показала практика, количество проверок после принятия этого закона снизилось незначительно, да и практика его применения оставляла желать лучшего.
Именно это и стало причиной принятия нового Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». С 1 мая 2009 года данный Закон вступил в силу. Чем же отличаются положения нового закона от старого?
Федеральный Закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает порядок проведения государственного и муниципального контроля организаций и предпринимателей, а также защищает права хозяйствующих субъектов при осуществлении контрольных мероприятий. Законом устанавливаются три уровня контроля: федеральный государственный контроль, региональный государственный контроль и муниципальный контроль. Закон подробно описывает полномочия органов контроля на всех трех уровнях.
Под государственным контролем (надзором) согласно ст. 2 Закона понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Статья 3 Закона №294-ФЗ устанавливает принципы проведения госконтроля:
- преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
- презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов соблюдение которых проверяется при госконтроле.
- проведение проверок в соответствии с полномочиями органа госконтроля;
- недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами госконтроля органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
- финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;
- разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности.
Впервые введено понятие муниципального контроля. Муниципальный контроль - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Целью муниципального контроля является проверка соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями требований муниципальных правовых актов. Также впервые дано определение самой проверки как совокупности мероприятий по контролю для оценки соответствия деятельности, товаров организации (индивидуального предпринимателя) обязательным требованиям и требованиям, установленным местными властями.
Серьезным положительным моментом для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц стал новый принцип защиты их прав, который заключается в преимущественно уведомительном порядке начала коммерческой деятельности в отдельных сферах бизнеса. Закон обязывает некоторых хозяйствующих субъектов уведомлять о начале своей деятельности федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на контроль в соответствующей сфере. Данное правило относится к таким видам деятельности, как гостиничные услуги, бытовые услуги, общепит, розничная и оптовая торговля, автотранспортные перевозки, производство текстильных материалов одежды, кожи, издательская деятельность и деятельность, связанная с информационными технологиями. В уведомлении указываются сведения о соблюдении всех обязательных требований по организации деятельности и о соответствии работников, осуществляемой ими деятельности и всех производственных объектов требованиям, установленным муниципальными правовыми актами. Причем уведомление надо отправить в орган власти после госрегистрации и постановки на налоговый учет, но до фактического начала деятельности. Кроме того, если фирма реорганизовалась, изменила свое место нахождения или место осуществления деятельности ( в случае с предпринимателем- если он изменил место жительства), об этом тоже незамедлительно ( не позднее 10 рабочих дней с даты регистрации изменений) следует сообщить в федеральный орган исполнительной власти, контролирующий деятельность субъекта. Порядок, по которому организации и предприниматели должны будут уведомить соответствующий государственный орган о начале деятельности, четко прописан в п.5 ст.8 Закона №294.
Глава 2 Закона №294-ФЗ устанавливает виды, регламентирует порядок и организацию проверок и главное, на что здесь следует обратить внимание - законодательством сокращено количество проверок и их продолжительность. Основное изменение в системе проверок заключается в том, что проводиться они будут один раз в три года, а не в два года, как раньше. Как следует из п.8 ст.9 Закона № 294- ФЗ, организация попадет в ежегодный список проверок, если истек трехлетний срок с тех пор, как она зарегистрирована, начала деятельность в соответствии с уведомлением либо была окончена последняя плановая проверка.
Проверки, в зависимости от сроков проведения делятся на плановые и внеплановые, в зависимости он места проведения - документарные и выездные.
Плановая проверка.
Плановые проверки должны проводиться не чаще чем один раз в три года ( до вступления в силу Закона №294 частота проверок была установлена - один раз в два года.), они проводятся на основании разрабатываемых органами госконтроля с ежегодных планов. Исключение сделано для организаций, работающих в социальной сфере, а также в сферах здравоохранения и образования: их можно проверять более одного раза в три года
Утвержденный руководителем органа госконтроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа госконтроля в сети Интернет либо иным доступным способом. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом госконтроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа госконтроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Плановая проверка может быть как документарной, так и выездной.
Внеплановая проверка.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
- поступление в органы госконтроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах а и б, органами госконтроля после согласования с органом прокуратурыпо месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки на основании обращений и заявлений, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом госконтроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Документарная проверка.
Документарная проверка- мероприятие, в котором проверяемый субъект непосредственно не участвует. Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) проводится по месту нахождения органа госконтроля. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов госконтроля. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган госконтроля указанные в запросе документы. При проведении документарной проверки орган госконтроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.
Выездная проверка - более жесткая мера контроля. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
Срок проведения обоих видов проверок ( как документарной, так и выездной) не может превышать 20 рабочих дней. А плановая выездная проверка не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия. Малыми предприятиями признаются фирмы, численность работников которых не превышает 100 человек, а микропредприятиями- не более 15 человек. ( подп. 2.п.1 ст.4 ФЗ от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»).
Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. В журнале учета проверок должностными лицами органа госконтроля осуществляется запись о проведенной проверке.
Организации малого и среднего бизнеса теперь будут проверяться только после согласования с прокуратурой ( согласно п.5ст.10 Закона №294-ФЗ).
В соответствии с п.12.ст.9 Закона №294-ФЗ, контролирующий орган должен письменно уведомить организацию о предстоящей плановой проверке за три рабочих дня.
В п.4 ст. 3 Закона №294-ФЗ установлен принцип, согласно которому проверки должны проводиться в соответствии с полномочиями госорганов. В прежнем законе такой нормы не было.
Чтобы защитить хозяйствующие субъекты от необоснованных требований со стороны контролирующих органов, законодатели четко прописали, что не имеют право делать проверяющие при осуществлении надзорных мероприятий:
- проверять выполнение обязательных требований вне своей компетенции
-осуществлять проверку без присутствия руководителя организации или его уполномоченного представителя (за исключением проверок, связанных с наиболее опасными событиями)
-требовать представления любых вещей и сведений, не относящихся к предмету проверки
- отбирать материальные объекты без строгих процедур и в сверхлимитных количествах
-распространять тайны организации, охраняемые законом
- превышать установленные сроки проведения проверок
- осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
Немаловажным вопросом является порядок обжалования проверок. Реализуется это в пункте 2 ст. 20 Закона №294-ФЗ. В нем установлен перечень грубых нарушений, при которых проверка будет признана недействительной.
Грубыми нарушениями Закона являются:
- проведение плановой проверки чаще, чем раз в три года;
- проверка была осуществлена не на основании плана проведения проверок;
- проверяемое лицо не было уведомлено о проведении проверки;
- внеплановая проверка была проведена не на основании обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;
- обращения и заявления, не позволяют установить лицо, обратившееся в орган госконтроля, и (или), не содержат сведения о фактах нарушений;
- внеплановая проверка субъектов малого и среднего предпринимательства не была согласована с прокуратурой;
- в отношении субъекта малого предпринимательства срок проверки превысил пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год;
- проверка была осуществлена без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа госконтроля;
- были истребованы документы, не относящиеся к предмету проверки;
- превышены сроки проведения проверки (более 20 дней);
- акт проверки не был направлен (вручен под расписку) руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю.
Новый закон во многом направлен на улучшение условий деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей. Как положения Закона №294-ФЗ будут применяться на практике - покажет время.
Изменения порядка проведения проверок
Что изменилось | Стало (Закон №294-ФЗ от 26.12.2008г.) | Было (Закон№ 134-ФЗ от 08.08.2001г.) |
ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ | ||
Периодичность проведения плановых проверок | Не чаще чем раз в три года со дня: - государственной регистрации; - окончания проведения последней плановой проверки; - начала осуществления отдельных видов деятельности (указаны выше) В организациях здравоохранения, образования, социальной сферы проверки могут проводиться два и более раз в три года | Не более чем один раз в два года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановая проверка может проводится не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации |
Основание проведения плановых проверок | Органы государственного и муниципального контроля формируют ежегодные планы проведения проверок. Эти планы публикуются на веб-сайтах контролирующих органов. | Это требование не устанавливалось законодательно, а присутствовало в актах различных министерств и самих контролирующих органов. |
Порядок формирования ежегодного сводного плана проведения проверок | До 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, контролирующие органы направляют проекты ежегодных планов проведения проверок в органы прокуратуры. Генеральная прокуратура РФ формирует и размещает ежегодный сводный план проведения проверок на своем официальном веб-сайте в срок до 31 декабря текущего календарного года. | Не регламентировано |
Срок уведомления организации (индивидуального предпринимателя) о предстоящей проверке | Три рабочих дня до начала проверки. Уведомление производится путем направления копии распоряжения руководителя контролирующего органа о проведении проверки. | Распоряжение о проведении проверки предъявляется на месте сотрудником контролирующего органа руководителю проверяемой организации вместе со служебным удостоверением. |
ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ | ||
Основания проведения внеплановых проверок | 1. Истечение срока исполнения предписания об устранении нарушения 2. Возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, либо причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства; 3. возникновение угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 4. жалобы потребителей о нарушении их прав. Для проведения проверки субъекта малого или среднего предпринимательства по 2-му или 3-му основанию требуется согласие органа прокуратуры. Однако в момент совершения нарушения органы муниципального контроля вправе начать внеплановую выездную проверку незамедлительно с извещением органов прокуратуры в течение 24 часов. | 1. Контроль исполнения предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе плановой проверки; 2. Получение информации о возникновении аварийных ситуаций; 3. возникновение угрозы жизни и здоровью граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества; 4. обращение граждан или организаций с жалобами на нарушение их прав и законных интересов. |
Срок уведомления организации (индивидуального предпринимателя) о предстоящей проверке | Если проверка проводится в связи с истечением срока исполнения предписания об устранении нарушения, организация уведомляется не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. В других случаях уведомление не требуется. | Не регламентировано |
Контроль органов прокуратуры за проведением внеплановых проверок | Органы прокуратуры осуществляют учет проводимых внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок. | Не регламентировано |
ДОКУМЕНТАРНАЯ ПРОВЕРКА | ||
Место проведения | Место нахождения контролирующего (надзорного) органа | Порядок проведения документарных проверок не устанавливался законодательно, а регулировался актами различных министерств и самих контролирующих органов. |
Срок представления документов в случае получения мотивированного запроса от контролирующего органа | 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса. | |
Порядок представления запрашиваемых документов | Представляются копии документов. Причем не допускается требовать нотариального заверения данных копий. | |
Срок проведения проверки | Не более 20 рабочих дней. Если организация осуществляет деятельность не территории нескольких субъектов РФ, то срок проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу. | |
Основание проведения проверки | Распоряжение или приказ руководителя, заместителя руководителя контролирующего органа | |
Лица, проводящие проверку | Проверка может проводиться только лицами, указанными в приказе или распоряжении о проведении проверки. | |
ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА | ||
Место проведения | Место нахождения юридического лица, осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) место фактического осуществления их деятельности. | Порядок проведения выездных проверок не устанавливался законодательно, а регулировался актами различных министерств и самих контролирующих органов. |
Основания проведения проверки | Выездная проверка проводится, если при документарной проверке невозможно: - удостовериться в полноте и достоверности документов организации (в частности уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности); - оценить соответствие деятельности организации требованиям, установленным муниципальными правовыми актами. | |
Порядок проведения проверки | Выездная проверка начинается с: - предъявления служебного удостоверения должностными лицами контролирующего органа; - ознакомления руководителя с распоряжением или приказом о назначении выездной проверки, с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения. | |
Обязанности руководителя организации или индивидуального предпринимателя при проведении проверки | 1. Если до выездной проверки не проводилась документарная проверка - предоставить сотрудниками контролирующего органа возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами выездной проверки. 2. Обеспечить доступ на территорию, в используемые здания, строения, сооружения, помещения, к используемым оборудованию, транспортным средствам и перевозимым ими грузам. | |
Срок проведения проверки | Не более 20 рабочих дней. Если организация осуществляет деятельность не территории нескольких субъектов РФ, то срок проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу. Общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов в год для малого предприятия и 15 часов в год для микропредприятия. В исключительных случаях срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем контролирующего органа, но не более чем на 20 рабочих дней, а для малых предприятий и микропредприятий - не более чем на 15 часов. | |
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ИТОГОВ ПРОВЕРКИ | ||
Ограничения прав должностных лиц проверяющих органов | - осуществлять выездную проверку в отсутствие руководителя организации или индивидуального предпринимателя; - осуществлять выдачу предписания или предложений о проведении мероприятий по контролю за счет организации или индивидуального предпринимателя. | Не регламентировано |
Срок оформления акта проверки | Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения. Если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований и экспертиз, то акт проверки составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней после завершения проверки. | Не регламентировано |
Порядок вручения акта проверки руководителю организации или индивидуальному предпринимателю | Акт вручается под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении. В случае отсутствия руководителя проверяемого лица, а также в случае его отказа дать расписку акт проверки направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле контролирующего органа. | Акт проверки вручается руководителю проверяемого лица под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле контролирующего органа. |
Порядок направления копии акта проверки в прокуратуру | Если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры в течение 5 рабочих дней со дня составления акта проверки. | Не регламентировано |
Представление возражений на акт проверки | В случае несогласия с актом проверки либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений проверяемое лицо вправе в течение 15 дней с даты получения акта проверки представить в контролирующий орган в письменной форме возражения. При этом к возражениям могут быть приложены документы, подтверждающие их обоснованность. | Не регламентировано |
Меры, принимаемые в отношении нарушений, выявленных при проведении проверки | 1) выдача предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения; 2) если установлено, что деятельность проверяемого лица представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства или такой вред причинен, контролирующий орган вправе наложить временный запрет деятельности проверяемого лица и отозвать продукцию, представляющую опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота. | 1) составление протокола об административном правонарушении 2) выдача предписания об устранении выявленных нарушений. |
Недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований закона | Результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных требований подлежат отмене вышестоящим контролирующим (надзорным) органом или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. К грубым нарушениям, в частности, относятся: - отсутствие оснований проведения проверки; - нарушение срока уведомления о проведении проверки; - несогласование с прокуратурой внеплановой выездной проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства; - нарушение сроков и времени проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства; - и др. | Не регламентировано |
Возмещение вреда, причиненного проверяемому лицу вследствие действий (бездействия) должностных лиц контролирующего органа | Вред подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством. | Вред подлежит возмещению в размере понесенных убытков (без учета упущенной выгоды) |
