Картографирование шумового и химического загрязнения г. Майкопа
Проводится в рамках ВЦП «Санитарный щит» и «Соцгигмониторинг» с 2006 года.
Актуальность темы. Проблемы шума и загрязнения атмосферного воздуха являются одними из старейших в медицине труда и окружающей среды и с ростом техногенного воздействия в современных условиях актуальность возрастает.
Материалы и методы исследования. Объективными критериями оценки шума считаются уровень и высота звука, а также продолжительность воздействия, которые отрицательно влияют на здоровье человека, животных и даже на растения. Замеры по шуму проводятся на 15 стационарных точках, расположенных, в наиболее загруженных участках автомагистралей города.
Оценка состояния загрязнения воздуха производится на основе определения основных компонентов выхлопных газов автотранспорта (сернистого газа, окиси углерода, двуокиси азота, взвешенных веществ, формальдегида, тяжелых металлов) и специфических примесей (аэрозоль серной кислоты, фосфорный ангидрид, фтороводород). Наблюдения проводятся на 2-х мониторинговых точках города Майкопа, расположенных по адресу: перекресток улиц Пионерская и Чкалова и перекресток улиц Гоголя и Пролетарская. Мониторинг строится на определении значений максимально разовых концентраций примесей.
Результаты и их обсуждение. Проведено 585 замеров, из них 97% не отвечает требованиям санитарных норм и правил, средний эквивалентный уровень шума от транспортного потока составил 72 дБА. По внешнему шуму, основными источниками которого в г. Майкопе являются транспортные средства, наиболее неблагоприятная ситуация складывается на участках улиц: Хакурате, Юннатов, Адыгейская, Шовгенова, Железнодорожная. На улицах Пролетарская и Гоголя (в центре города) движение грузового автотранспорта запрещено, но уровень шума очень высокий, что объясняется большой загруженностью данных улиц автотранспортом (интенсивность движения складывается 20 - 30 машин в минуту). В среднем эквивалентный уровень шума от транспортного потока по г.Майкопу составляет 76 дБА, что на 15 дБА выше нормируемого значения, а максимальный - 80 дБА, что на 25 дБА выше нормы.
В 2009 году на автомагистралях в зоне жилой застройки отобрано более трех тысяч проб воздуха, превышений содержания исследуемых веществ гигиенических нормативов не установлено, однако следует отметить, что содержание оксида углерода колеблется в среднем от 0,5 ПДК до верхних границ нормы, определяются также взвешенные вещества, диоксид серы, диоксид азота, однако, их концентрации в 5,3 раза, 10 раз и 20 раз ниже ПДК соответственно. Формальдегид, аэрозоль серной кислоты, фосфорный ангидрид, тяжелые металлы практически не определяются, их концентрации лежат ниже порога чувствительности методов анализа.
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что в одном из самых крупных городов Республики Адыгея г. Майкопе, в котором сосредоточены основные промышленные объекты, складывается оптимальное качество атмосферного воздуха, однако увеличение транспортного потока на отдельных улицах создает проблемы по шуму. По результатам исследований проведено картографирование шумового загрязнения г. Майкопа.
