Сообщение об ошибке

Notice: Trying to access array offset on value of type null в функции taxonomy_menu_trails_init() (строка 102 в файле /var/www/tigersoft/data/www/dev01.3364339.ru/sites/all/modules/taxonomy_menu_trails/taxonomy_menu_trails.module).

«Об эффективности взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной власти в сфере противодействия коррупции»

«Об эффективности взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной власти в сфере противодействия коррупции», доклад руководителя Управления Роспотребнадзора по РА А.Х. Агирова на Интернет –конференции, проводимой комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам и развитию гражданского общества

Государством взят курс на создание механизма общественной гармонизации и защиты прав и свобод человека. Речь идет о формировании нового качества жизни, построении управляемого государством гражданского общества. Без построения гражданского общества, без этой социально -экономически и нравственно- политически зрелой платформы нереально достичь высоких общечеловеческих целей. Существуют понятия: народ, общество и гражданское общество. Народ- это то, что народилось. Общество- часть народа, признанная дееспособной, которое живет в соответствии с принятыми законами. Гражданское общество- активная часть общества с четко обозначенной гражданской позицией, граждане, способные к соблюдению двух основных критериев способствующих развитию общества- самоорганизации и самоуправлению, базирующихся на основе общечеловеческих ценностей.

Как отмечалось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ: «Нашей принципиальной задачей остается борьба с коррупцией». Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея не только понимает сущность этого зла, но и реально ему противостоит. На наш взгляд, взятки, подношения являются следствием того, что граждане законным путем не могут решить свои проблемы. Вот и получается, что взятка- это хоть и незаконная, но эффективная форма решения проблем. В рамках исполнения Федерального закона № 273 « О противодействии коррупции» в Управлении Роспотребнадзора по Республике Адыгея утверждена «Программа противодействия коррупции при осуществлении контроля (надзора) в сфере санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка» с целью устранения причин и условий, порождающих коррупцию при осуществлении надзорных мероприятий.

Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея с гордостью может заявить, что является территорией закона. В службе создана совершенно доступная и прозрачная форма выполнения государственных функций и оказания государственных услуг населению. Разработана четкая система, позволяющая каждому гражданину в установленные сроки получить исчерпывающую информацию по компетенции службы на интересующие граждан вопросы. Для этого в консультационном центре службы в устной и наглядной форме дается необходимая информация о порядке и видах оказываемых услуг, условиях и сроках их оказания. Потребитель может наглядно увидеть, какие формы платных или бесплатных документов он вправе получить. Расписан порядок выдачи документов, сроки исполнения. Кроме этого, в рамках общественной приемной предприниматели и потребители имеют возможность в досудебном порядке урегулировать споры и конфликтные ситуации, возникшие при продаже товаров и оказании услуг. Данная информация представлена также на сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея. (адрес сайта: http://01.rospotrebnadzor.ru).

Роспотребнадзор – не только орган государственной власти, но и функционально народный орган, действующий от имени людей- потребителей, то есть народа. Одним из главных принципов построения работы Роспотребнадзора является открытость и гласность. Служба готова идти на диалог со всеми заинтересованными лицами и отвечать на все возникающие вопросы. Ведь главное не наказывать, а объяснять, а при возникновении проблемы- решать ее.

Качество жизни включает в себя не только обеспечение различных благ современной цивилизации, но и умение каждого человека всесторонне воспринимать окружающий мир, ощущать себя в нем. Принципиально важно то, что именно уровень политики всегда являлся индикатором уровня качества жизни населения.

Исходя из надзорной практики в деятельности нашей службы, из наблюдаемого мною опыта работы других ведомств можно сделать вывод, что сегодня в стране действует написанный крупным шрифтом лозунг: «Негатив - найти и пресечь!». Именно этим, то есть выявлением негатива, по сути, заняты сегодня все надзорные и правоохранительные органы, все чиновники. Однако, говоря о надзорной деятельности нужно отметить, что сама идея поиска негатива у конкретного человека несет в себе конфликт интересов проверяющего и проверяемого. Практика показывает, что поиск негатива не объединяет общество, а противопоставляет. Чтобы уменьшить это противоречие, чтобы оно не перешло в более серьезное противостояние, нам кажется целесообразным лозунг «Негатив найти и пресечь» преобразовать в лозунг «Позитив найти и приумножить». Необходимо построить алгоритм позитива, который позволит, расширяя зону позитива, вытеснить негатив, что позитивно повлияет на социально- экономическое развитие нашей республики и в целом страны.

Сегодня политика государства с одной стороны направлена на уменьшение давления на предпринимателей со стороны контролирующих служб, но с другой стороны в законе ничего не изменилось и существующий Кодекс об административных правонарушениях РФ обязывает Роспотребнадзор наказывать штрафными санкциями по статьям, не предусматривающим предупреждение. В нем нет статьи, дающей право выдавать сначала предписание об устранении нарушений, а потом уже, в случае его неисполнения, наказывать и штрафовать.

Если лозунг «Негатив найти и пресечь» перечеркнуть жирной чертой и вместо него написать: «Позитив найти и приумножить!», то этом случае не только законодательство возможно станет развиваться совсем по другому, но и в сознании людей вполне вероятно произойдут существенные перемены.

Считаю, что смысл надзорной деятельности направлен не на разрушение, а на созидание и очень важно, чтобы это понимали обе стороны: и проверяющие и проверяемые. При осуществлении надзора важно, чтобы результатом надзорной деятельности стал не конфликт, а понимание цели и смысла проверки. Важным качеством сотрудника Роспотребнадзора является способность убеждать, разъяснять, влиять на окружающих, доказывать правильность принимаемых решений.

«Уважаемый предприниматель,- должны говорить проверяющие, - мы пришли не наказывать тебя, ведь ты что-то делаешь, работаешь, давай вместе посмотрим как это у тебя получается и вместе доведем твой алгоритм действий до совершенства, расширим поле позитива, тем самым вытеснив негатив».

Цель проверки в том, чтобы после посещения объекта проверяющими, этот объект эффективней и производительней работал. Позитивный социально- экономический показатель- вот что должно быть критерием эффективности работы нашей службы. Не количество штрафов, а количество произведенной качественной и безопасной продукции.

Мы не призываем к полной либерализации законов, говоря о той части, где правонарушитель осознает свою вину, адекватно реагирует, идет на контакт с проверяющими и готов устранить все нарушения. Жесткие административные меры, требующие пресечения должны четко срабатывать там, где производитель сопротивляется выполнению законных требований, когда объяснения проверяющих адекватно не воспринимаются, взаимопонимание не достигается, имеют место факты противодействия. В таких случаях необходимо применять жесткие и строгие меры, заставляющие подчиниться. Таким образом, закон должен быть либерален к тем, кто его уважает и нетерпим к тем, кто его игнорирует.

Главная цель надзора - это обеспечение благополучия населения поэтому, на мой взгляд, население должно стать «арбитром» в процессе взаимоотношений контролирующих и контролируемых. Общество должно быть проинформировано о том, за что субъект был привлечен к ответственности и к каким последствиям могли привести эти нарушения. Общественно значимая реакция должна заключаться в том, что часть населения, на которое возможно было негативное воздействие этого объекта, будет более защищенной от возможных последствий, которые могли наступить: риск возникновения заболеваний и отравлений, риск оказания некачественных услуг и т.д. Именно эта осведомленность, а главное, сформированная на ее основе культура потребителя и определенный «потребительский вкус» обеспечивает эффективное функционирование законодательных актов, связанных с защитой потребительских прав.

Руководитель Управления

Роспотребнадзора по Республике Адыгея,

Государственный советник

Российской Федерации

2 класса, д.м.н., профессор А.Х.Агиров