«Об итогах работы Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея в 2010 году и задачах на 2011 год»
Выступление руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея, Главного государственного санитарного врача по Республике Адыгея, Государственного советника Российской Федерации 2 класса, доктора медицинских наук, профессора Аслана Хангиреевича Агирова на Коллегии Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея 11 февраля 2011 года.
Уважаемые участники Коллегии!
Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея в 2010 году строило свою работу с учетом опыта предыдущих лет, на основе Послания Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию, Указаний руководителя Роспотребнадзора РФ Г.Г. Онищенко с целью оптимизации деятельности службы на основе систематизации и автоматизации.
Многолетний позитивный опыт работы нашей службы и большие труды в 2010 году позволили нам успешно справиться с задачами по исполнению 9 государственных функций и 4-х государственных услуг. Говоря, об основах успеха в деле обеспечения благополучия человека и защиты прав жителей Республики Адыгея, хочу выразить признательность Президенту РА А.К.Тхакушинову, присутствующему на нашей Коллегии А.Г. Петрусенко, заместителю Премьер - Министра Адыгеи, Главному федеральному инспектору Аппарата полномочного представителя Президента РФ по ЮФО А.Х.Тлеужу и всем должностным лицам органов власти, главам муниципальных образований за беспрепятственную возможность осуществлять надзорные мероприятия по обеспечению возложенных государством на Управление функций уполномоченного федерального органа по защите прав потребителей и благополучия человека.
Мы понимаем, что государство наделило нас важной, социально- значимой функцией и это не может не предполагать высокого уровня ответственности и требовательности к кадрам службы. Сегодня кадры Управления составляют всего 78 штатных единиц, в том числе 24 врача. Остальные специалисты тоже все с высшим образованием, юристы экономисты, технологи и экологи. Основные кадры мы готовим по целевому набору в городах Санкт- Петербурге, Ростове на Дону, Рязани, Краснодаре. Всего на сегодня обучается в этих ВУЗах 31 студент. О ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» подробнее расскажет Главный врач в своем докладе. Мы уделяем очень большое внимание кадрам, их профессиональному и карьерному росту, но вместе с тем уровень компетентности еще пестрый и далеко не 100%-ный. В 2010 году было проведено 45 служебных расследований и к 26 должностным лицам применены меры дисциплинарного воздействия по Управлению. Все это касалось качества работы, фактов злоупотреблений, административных и уголовных наказаний не было.
Говоря о кадрах ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РА», об исполнительской дисциплине, наряду с позитивными изменениями в 2010 году нельзя не заметить факты грубого нарушения трудовой дисциплины, совершенно не обоснованного и неравномерного распределения нагрузок, неадекватного материального вознаграждения работников. Не изжиты полностью факты злоупотреблений, когда превышают свои полномочия, не бескорыстно посещают под разными предлогами, без разрешений объекты надзора, имеют место факты, когда ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РА» заключает договор на оказание услуг с объектами планового надзора.
По ряду вышеизложенных оснований уволена Моргатова Л.В., а Кудайнетова А. и ряд других работников, которые дискредитируют нашу деятельность, отделались выговорами. Считаю, что такая позиция главного врача не может быть конструктивной и обоснованной. Много еще предстоит нам сделать, чтобы кадры были не только профессиональными, но и социально ответственными за результаты своего труда.
Как отмечалось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30.11.2010 г.: «Нашей принципиальной задачей остается борьба с коррупцией». В рамках исполнения Федерального закона № 273 « О противодействии коррупции» в Управлении утверждена « Программа противодействия коррупции при осуществлении контроля (надзора) в сфере санитарно эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка на 2010-2011 годы» с целью устранения причин и условий, порождающих коррупцию при осуществлении надзорных мероприятий.
Взятки, подношения являются следствием того, что граждане законным путем не могут решить свои проблемы. На наш взгляд взятка- это незаконная, но эффективная форма решения проблем, мы не только понимаем сущность этого зла, но и реально противостоим. Мы создали совершенно доступную и прозрачную форму оказания государственных услуг населению. Любой человек может получить исчерпывающую информацию о видах оказываемых услуг, порядке и сроках их оказания, ответственных лицах и порядке обжалования деятельности должностных лиц при необходимости. Мы не считаем, что все уже сделано, но сделанное позволяет без нареканий со стороны граждан оказывать услуги. Мы видим и знаем пути дальнейшего развития. Завершая раздел о кадрах, хочу заметить, что мы еще не создали устойчивого института начальников отделов, главных фигур по достижению целей по основным направлениям деятельности. С каждым из них я постоянно работаю, конечно, у всех разные возможности, надо, чтобы каждый внес возможный вклад в общее дело. Начальники отделов в основном молодые, высокообразованные специалисты и мы вправе ожидать от них больших, чем в 2010 году результатов.
В последние годы мы видим, как центр тяжести в решении социальных проблем, в том числе - в обеспечении благополучия населения неуклонно смещается на региональный уровень, хотя очевидно то, что у регионов возможности для решения указанных проблем далеко не одинаковы. Очевидно и другое: успех в обеспечении благополучия населения, совершенствование дел по охране здоровья населения и защите прав потребителей во многом зависит от деятельности власти субъектов, от социально -экономического уровня их развития. Продолжающаяся регионализация социально-экономических процессов и усиливающиеся как межрегиональные, так и социально- экономические различия муниципальных образований и поселений подводят, на наш взгляд, к необходимости разработки как регионального, так и муниципального стандартов благополучия человека, как одной из ключевых характеристик условий жизнедеятельности регионального социума.
В связи с идеями разработки стандарта благополучия, на наш взгляд необходимо актуализировать существующие перечни показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, включив в данный перечень такие показатели, как наличие градостроительных документов, выполнение стандартов образовательных и медицинских услуг, удельный вес охвата питанием в школах, обеспеченность населения доброкачественной питьевой водой и многие другие социально- значимые показатели. Реализация Федерального закона от 26.12.2008 г № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателейпри осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предполагает изменение приоритетов осуществления мероприятий по контролю и надзору в отношении объектов, санитарно- эпидемиологическая значимость которых высока. Не смотря на тесное сотрудничество и взаимопонимание между Управлением и органами прокуратуры, возникает ряд проблемных моментов. Так отсутствие регламентов по планированию и механизма согласования надзорных мероприятий привело к исключению почти половины запланированных Управлением проверок на 2011год, хотя обоснованность включения объектов надзора Управлением была соблюдена в соответствии с требованиями ч.8 ст.9 № 294-ФЗ. Но исключение объектов из плана - не значит ослабление ответственности. Штатная численность на 2011год уменьшилась на 4 единицы. Нагрузка на должностных лиц возрастет существенно. Сокращая количество проверок, мы обязаны повысить качество и эффективность надзора. В этой связи важно заметить, что доминирующий на практике лозунг: «Негатив найти и пресечь», на наш взгляд, порождает конфликт интересов. Практическая деятельность показывает, что поиск негатива не объединяет общество, а противопоставляет. Говоря о надзорной деятельности нужно отметить, что сама идея поиска негатива у конкретного человека несет в себе конфликт интересов проверяющего и проверяемого. Чтобы уменьшить это противоречие, чтобы оно не перешло в более серьезное противостояние, нам кажется целесообразным лозунг «Негатив найти и пресечь» преобразовать в лозунг «Позитив найти и преумножить». Необходимо построить алгоритм позитива, который позволит, расширяя зону позитива, вытеснить негатив, что позитивно повлияет на социально- экономическое развитие нашей республики и в целом страны.
Смысл надзорной деятельности должен быть направлен не на разрушение, а на созидание. Важно, чтобы результатом надзора стало понимание смысла проверки, заключающийся в повышении эффективности и производительности работы объекта. Критерием эффективности работы Роспотребнадзора должен стать позитивный социально-экономический результат, т.е. не количество штрафов, а количество произведенной и реализованной качественной и безопасной продукции.
Главнейшая государственная функция Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея - осуществление проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативно- правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг- выполнено в 2010году успешно. Это подтверждается тем, что, несмотря на значительный документооборот (около 28 000 документов за 2010год) выполнены в назначенные сроки в строгом соответствии с ФЗ - 294 все надзорные мероприятия - всего их было 1527. Выявлено пресечено 5465 правонарушений. Уполномоченными должностными лицами Управления рассмотрено около 2000 административных дел, в т.ч. около 300 дел направленных прокуратурой и подразделениями МВД. Отмененных судами решений - 0. Общая сумма штрафов 3692313руб, % взыскания 96,7 . Особо хочу отметить, что добровольно из них уплачено 97% . Этот показатель, как минимум, один из самых высоких, если не самый высокий в республике и Российской Федерации и подтверждает высокий уровень организации надзора. В 2010году общее количество проверок, проводимых Управлением Роспотребнадзора по Республике Адыгея уменьшилось на 11 % по сравнению с 2009годом, увеличилось на 39 количество документарных проверок.
Оценка состояния продовольственной безопасности населения республики определяется:
- физической доступностью продовольствия - наличие продуктов питания навсей территории в каждый момент времени и в необходимом ассортименте,
- экономической доступностью продовольствия - уровень доходов независимо от социального статуса и места жительства гражданина, который позволяет приобретать продукты питания на минимальном уровне потребления,
-безопасностью продовольствия для потребителей - предотвращение производства, реализации и потребления некачественных пищевых продуктов.
Физическая доступность продовольствия в республике обеспечена развитием инфраструктуры объектов торговли, 99,2% населения проживает в населенных пунктах республики, имеющих развитую торговую сеть с необходимым ассортиментом пищевых продуктов. В 2010г число торговых объектов увеличилось на 31 предприятие. Всего 0,8 % населения всей республики (около 4 тысяч человек), проживает в населенных пунктах где отсутствуют объекты торговли.
Годовой товарооборот в Республике Адыгея составляет около 4 миллионов тонн. В этой сфере пресечено более 3000 правонарушений, изъято более 5,5 тонн некачественных пищевых продуктов. Кроме этого, в ходе проверок забраковано и снято с реализации 150 пар обуви, 1890 единиц парфюмерно - косметической продукции, 1410 единиц швейных и трикотажных изделий. Более подробно о результатах выполнения государственных надзорных функций доложат начальники отделов.
Хочу обратить внимание участников сегодняшнего заседания коллегии на ряд существующих проблем в деле обеспечения благополучия населения Республики Адыгея.
Начнем с детей. Недостаточно ученических мест в школах, особенно в ДОУ. Практически половина детей в школах остаются без питания. Нет молочных кухонь во всех районах для организации питания детей до 2-х лет жизни. Старая база оздоровительных учреждений. Более 100 тыс. человек употребляет питьевую воду из децентрализованных источников, порой не отвечающих гигиеническим нормативам. Трудно решается во всех муниципальных образованиях вопросы благоустройства и очистки населенных мест. Особо хочу отметить проблемы связанные со сбором и утилизацией биологических и медицинских отходов. Хочу обратить внимание должностных лиц коммунального отдела на недопустимость сбрасывания в общую с бытовыми отходами свалку волос и других биологических ( медицинских )отходов.
Конечно, мы понимаем, что решение всех этих вопросов требует финансовых и других ресурсов, но в первую очередь разработки схем территориального планирования. Этот план требует кроме финансовых, значительных интеллектуальных усилий. Управление Роспотребнадзора готово помочь всем муниципальным образованиям в разработке этого важнейшего документа. Без этого документа со следующего года нельзя будет ничего строить.
В реорганизации и строительстве новых рынков кроется немало возможностей в укреплении экономики Республики.
В завершении этого перечня проблем нельзя обойти вниманием проблему бродячих собак, гнуса и клещей. Если измеряется в год укусы собак и клещей сотнями и тысячами случаев, то укусы комаров миллионами. Особенно актуальна эта проблема в Теучежском и Красногвардейском районах, где без боли нельзя смотреть на покусанных комарами малолетних детей. Понять можно, что денег не хватает на все, но разве допустимо, что, несмотря на жалобы населения, предписания Роспотребнадзора из года в год не предусматривается в бюджетах муниципалитетов средства по борьбе с гнусом, бродячими собаками.
2011год вступил полностью в свои права. Нам предстоит дальнейшее совершенствование нашей деятельности, во имя благополучия человека, защиты прав потребителей. Нам нужно не только удержать достигнутые позиции, а поднять планку еще выше. Нам нужно стремиться к 100% компетентности кадров, каждый работник службы обязан осознать эту задачу и определить для себя реально достижимый уровень, согласовать с начальником орг. отдела индивидуальный План профессионального развития, а в конце года отчитаться и получить оценку на профессиональную пригодность. Более четко разграничить обязанности должностных лиц по выполнению государственных функций и государственных услуг. Актуализировать технологии деятельности, с целью обеспечения на 100% все виды деятельности.
Считаю, что нам под силу сделать первый верный шаг в 2011 году в создании электронного управления, а так же объявить и осуществить задачу «Роспотребнадзор по Республике Адыгея - территория закона». Это означает, что вся деятельность без исключения должна быть легитимной и это касается не только службы Роспотребнадзора, но и всех объектов надзора. Наша практика показала, то, что несколько лет назад некоторые считали избыточными требования ми к бизнесу, сегодня оценивают совершенно по другому. Соблюдение санитарных норм и правил, технических регламентов, позволило многим нашим предпринимателям освоить не только рынок республики, но и занять свою достойную нишу на рынках всей России, а некоторые и за рубежом. Санитарно-эпидемиологические заключения стали для наших предпринимателей своеобразной верительной грамотой для других субъектов.
Нет субъекта в РФ, где с недоверием или неуважением могли бы отнестись к документам выданным Роспотребнадзором по РА. Это факт и надо дорожить этим, и сделать все возможное, чтобы не только не потерять это доверие, а еще развить это направление. Позитивные итоги на этом пути будут вкладом в экономику нашей республики.
По всем остальным государственным функциям есть еще большие возможности для совершенствования. Особого внимания и усилия потребуется для совершенствования информирования органов государственной власти РФ и РА, органов местного самоуправления и населения о санэпидобстановке, и о принимаемых мерах по обеспечению благополучия человека и защите прав потребителей. Много важных и ответственных задач на 2011год. Их выполнение возможно только при одном условии - в содружестве со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, муниципалитетами. Мы традиционно, в партнерстве, работаем с Министерством здравоохранения, Науки и образования, Труда и социальной защиты. Хочу выразить признательность этим министерствам, особую благодарность Министерству здравоохранения, Министру Натхо Р.Х., члену нашей коллегии, первому заместителю министра Савенковой Г.Н. за конструктивное и эффективное сотрудничество. В рамках заключенных соглашений мы на протяжении ряда лет сотрудничаем с Министерством внутренних дел, Федеральной службой судебных приставов по РА, Государственным пожарным надзором РА, Адыгейским Центром стандартизации и метрологии и сертификации, и другими.
Мы признательны за положительную динамику сотрудничества и высокую требовательность со стороны Республиканской Прокуратуры и надеемся, что территория закона нас еще больше сблизит для решения многих социально-значимых вопросов.
Мы ощущаем постоянную заинтересованность в успешном решении возложенных на нас государственных функций и услуг со стороны Аппарата Полпреда Президента Российской Федерации, Главного федерального инспектора Тлеужа А.Х.
Есть еще немало направлений, по которым возможно расширить и актуализировать наше участие в работе Кабинета Министров и Госсовета - Хасе. Участие в работе коллегии заместителя Премьер - Министра Республики Адыгея дает добрый знак для активизации этой работы. Комитет Госсовета, возглавляемый Петровой Т.М., очень активно участвует во всех наших делах, более того сама Т.М. Петрова возглавляет Общественный Совет Управления Роспотребнадзора по РА. Татьяна Михайловна не только опытный политик, но и высококвалифицированный санитарный врач, поэтому нам комфортно с ней работать. Конечно, главная сила в достижении успеха в деле благополучия человека- сам человек, население Республики. Без осознанного и активного участия самого населения, без гражданского общества базирующегося на общечеловеческих ценностях не реально достижение поставленных целей.
Уважаемые коллеги, многократно говорил, еще раз хочу повторить - не возможно защитить кого-либо, а в нашем случае людей - потребителей, конструктивно не взаимодействуя с ними. На этом я завершу свое выступление. Надеюсь меня дополнят другие докладчики и будет что обсуждать участникам Коллегии. У членов коллегии достаточно обширный справочный материал по отчету. И все участники Коллегии видят на экране этот материал.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
