Опубликовано чт, 02/27/2014 - 04:00 пользователем admin *Коллегия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея*   *Решение № 1 * *«Об итогах деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея в 2013 году и задачах на 2014 год»*   г. Майкоп 21.02.2014г.   Заслушав и обсудив доклады руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея С.А. Завгороднего и главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Адыгея» А.Х. Агирова, коллегия Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея отмечает, что в 2013 году деятельность осуществлялась в соответствии с основными направлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, предусматривала реализацию основополагающих документов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и была направлена на обеспечение стабильной санитарно–эпидемиологической обстановки в республике, защиту прав потребителей и потребительского рынка. В целях реализации государственной функции по осуществлению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг в 2013 г. проведено 1595 проверок, в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, из них 42 % составляют плановые проверки (671) и 58 % (924) внеплановые. Выполнение плана составляет 100%. Функции по обеспечению государственного контроля (надзора) осуществляет ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Адыгея» на основании поручений и государственных заданий, выдаваемых Управлением. В 2013 году ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Адыгея» привлекался в качестве экспертной организации для обеспечения проведения 985 проверок. В результате проведенных надзорных мероприятий пресечено 2325 правонарушений, из которых 2186 составляют нарушения обязательных требований законодательства в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 17 нарушения при реализации уведомительного принципа начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, 108 невыполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), 31 несоответствие сведений, содержащихся в уведомлениях о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Среднее количество выявленных нарушений в ходе одной плановой проверки составляет 2,6, внеплановой 2,0. Все проверки были проведены в установленные сроки. Отсутствуют проверки, результаты которых признаны недействительными. По итогам проверок наложено 1982 административных наказания, в том числе: 16 административных приостановлений деятельности, 1682 штрафа, 138 предупреждений, 1 конфискация, материалы по результатам 1 проверки переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела. На рассмотрение в Управление Роспотребнадзора по подведомственности поступило 287 материалов, составленных сотрудниками МВД и прокуратуры. По подведомственности на рассмотрение в суды передано 422 материала, из них более 90 % рассмотрены, виновные лица привлечены к ответственности, 33 дела находятся на рассмотрении. Общая сумма штрафов составляет 6 млн. 603 тыс. рублей, что на 1 млн.658 тыс. рублей больше чем в 2012 г. По сравнению с 2012 г. увеличилось количество штрафных санкций наложенных на юридических лиц на 4,6 %, что свидетельствует о приобретении достаточно высокого уровня профессиональных навыков сотрудников, о большей степени объективности и независимости в оценке вины лица, допустившего правонарушение. В 2013 г. взыскано 6 млн. 400 тыс. рублей, что составляет 97 %. Показатели эффективности и результативности деятельности Управления по осуществлению федерального государственного надзора рассчитанные в соответствии с утвержденной Роспотребнадзором методикой в 2013 г. улучшились по сравнению с 2012 годом. Во исполнение Плана противодействия коррупции в Управлении Роспотребнадзора по Республике Адыгея продолжается работа с должностными лицами по формированию позиции неприятия коррупционных проявлений в своей служебной деятельности. С целью профилактики причин и условий, порождающих коррупцию при осуществлении надзорных мероприятий и исключения возможностей совершения коррупционных действий, проводится экспертиза результатов проверок и дел об административных правонарушениях начальниками отделов и отделом правового обеспечения деятельности. Должностные лица ежегодно представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов семей, работает комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, создана и на постоянной основе действует «горячая линия» для сообщения о фактах коррупции. Также создан интерактивный канал взаимодействия с заявителями посредством Интернет-сайта, электронной почты, определен порядок обработки поступающих сообщения о коррупционных инцидентах в Управлении Роспотребнадзора по Республике Адыгея, территориальных отделах и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Адыгея». В 2013 г. отсутствовали случаи допущения нарушений требований к служебному поведению, фактов конфликта интересов и коррупционных проявлений не установлено. Создана единая информационная система, организован сбор информации в рамках ведения социально-гигиенического мониторинга, налажена работа по актуализации реестра субъектов надзора осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории республики. Управление ведет реестр уведомлений о начале осуществления 60 видов деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. С момента установления уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (с 2009 года) зарегистрировано 1621 уведомление, из них в 2013 г. - 470. Управлением обеспечен переход на межведомственное электронное взаимодействие по предоставлению государственной услуги по приему уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Однако необходимо активизировать работу по данному направлению, так как юридические лица и индивидуальные предприниматели республики не используют данную услугу, предоставляя уведомления на бумажных носителях. За 2013 г. в электронном виде поступило только 1 уведомление. Электронное взаимодействие осуществляется с казначейством и федеральной налоговой службой по Республике Адыгея. В Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея реализуется пятилетний план деятельности Роспотребнадзора по исполнению указов Президента Российской Федерации №596-606 от 7 мая 2012 года и поручений Правительства Российской Федерации. Комплекс организационных, практических и санитарно-противоэпидемических мероприятий позволил достигнуть запланированных показателей реализации мероприятий вышеназванного плана в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, обеспечить стабильную санитарно-эпидемиологическую обстановку и эффективно реализовать возложенные на органы и учреждения Роспотребнадзора в Республике Адыгея функции. Для достижения цели «Увеличение к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации до 74 лет» осуществлялись мероприятия по профилактике, выявлению, предупреждению распространения и ликвидации инфекционных заболеваний, управляемых средствами вакцинопрофилактики. В республике достигнуты высокие уровни охвата прививками, реализация указа Президента РФ от 07.05.12 г. № 606 и приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения позволила уменьшить уровень инфекционной заболеваемости. Так план профилактических прививок против основных инфекционных заболеваний (дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита, кори, эпидемического паротита, туберкулеза), управляемых средствами специфической иммунизации, выполнен на 98,7% . В 2013 году было зарегистрировано 34789 случаев инфекционных заболеваний, что на 25,7% ниже числа случаев, зарегистрированных в 2012 году. Без учета гриппа и острых респираторных вирусных инфекций отмечен рост заболеваемости на 10,9% (6207сл.). Инфекционная заболеваемость зарегистрирована по 35 нозологическим формам. В 2013 году особо опасные инфекции не регистрировались. Реализация мер, направленных на снижение инфекционной заболеваемости позволила достичь стабилизации и снижения заболеваемости по 18 нозологиям. Рост уровня заболеваемости отмечен по 17 нозологиям и обусловлен увеличением числа заболеваний воздушно-капельными инфекциями, неуправляемыми средствами специфической профилактики - ветряной оспой на 24,1%, скарлатиной – на 13,2%, внебольничными пневмониями на 16,1%. Управляемые средствами специфической профилактики инфекции в структуре заболеваемости составили 0,8%, за счет роста заболеваемости корью, показатель заболеваемости 8,1 на 100 тысяч населения, рост на 26 случаев по сравнению с прошлым годом. Эпидемиологическая обстановка по природно-очаговым инфекциям в Республике Адыгея остается напряженной. Результаты ежегодно проводимых эпизоотолого-энтомологических наблюдений в различных районах республики показывают, что серьезной эпидемиологической проблемой является видовое многообразие иксодовых клещей, комаров, грызунов, регистрируемых в республике. В сопредельных с Республикой Адыгея территориях ежегодно регистрируются случаи Крымской геморрагической лихорадки, нередко заканчивающиеся летальным исходом. Мониторинговые наблюдения показали существование на всех административных территориях республики наличие природных очагов клещевых инфекций. В последние годы отмечается тенденция к увеличению численности комаров и видового состава кровососущих насекомых, представляющих большую эпидемиологическую опасность для людей. Территория республики является энзоотичной по лептоспирозу, туляремии, клещевому боррелиозу. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям глав сельских поселений относятся вопросы создания условий и организации обустройства мест массового отдыха населения, а также организация благоустройства и озеленения территорий поселения.Отсутствие на территориях муниципальных образований республики, являющихся зонами повышенного риска возникновения природно-очаговых инфекционных заболеваний переносчиками которых являются комары (Теучежский, Красногвардейский районы) и клещи (Кошехабльский, Шовгеновский, Красногвардейский районы, ст. Ханская, п. Родниковский), целевых программ, планов по проведению систематических аккарицидных, дезинсекционных и лаврицидных, дератизационных обработок, а также финансирования на проведение профилактических мероприятий может привести к росту заболеваний с трансмиссивным путем передачи. Для достижения цели по формированию здорового образа жизни, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма, наркомании, противодействие потреблению табака и исполнения мероприятий по реализации Основ государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 года Управлением осуществлялся надзор за соблюдением обязательных требований к организации питания детей в образовательных учреждениях. Несмотря на то, что в 2013 г. охват школьников начальных классов горячим питанием в республике составил 94 %, проблема организации школьного питания является актуальной. В 156 общеобразовательных учреждениях Адыгеи обучается 43 918 учащихся. Из них полноценное питание в школах получают 63,3% детей (в 2012 г. 57,3 %) при среднероссийском показателе – 88,0%. В 2013 г. ниже республиканских показателей охват организованным горячим питанием отмечается в образовательных учреждениях: Красногвардейского района - 53,5%, Тахтамукайского района – 59,3%, г. Майкопа - 52,0%, Майкопского района – 56,8% и Гиагинского района – 60%. При том, что заболевания органов пищеварения у подростков занимают 3 место в списке самых распространённых болезней и отмечается тенденция к росту данных заболеваний. Одним из приоритетных направлений деятельности являлось осуществление федерального государственного надзора за соблюдением санитарно-противоэпидемических требований к условиям содержания, образования, отдыха и оздоровления детей. В 2013 году на территории Республики Адыгея функционировало 101 летнее оздоровительное учреждение, в котором оздоровлено 15 629 детей или 100% от запланированного числа детей. В структуре летних оздоровительных учреждений лагеря с дневным пребыванием детей составляли 87,1 % (88), загородные стационарные учреждения 8,9 % (9 учреждений), детские санатории 2 % (2 учреждения), по 1 % приходится на загородный стационарный лагерь санаторного типа и палаточный лагерь. За период летней оздоровительной кампании 2013 года в Республике Адыгея случаев пищевых отравлений, массовых инфекционных заболеваний, аварийных ситуаций не зарегистрировано. В 2013 г. отмечается улучшение показателей эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях по сравнению с 2012 годом. Так выраженный оздоровительный эффект составил 92% (в 2012г. – 89,8%), слабый оздоровительный эффект – 7,5% (в 2012г. – 9,5%), отсутствие оздоровительного эффекта отмечено у 0,5% детей (в 2012г. – 0,7%). Благодаря совместной деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея и органов исполнительной власти республики показатели, предусмотренные планом мероприятий по исполнению майских указов Президента Российской Федерации и поручений Правительства Российской Федерации выше среднероссийских по: - охвату школьников начальных классов горячим питанием - 94 %, при среднероссийском показателе 93 %. В 2012 г. данный показатель составлял 86,2 %; - выраженному оздоровительному эффекту среди детей посетивших летние оздоровительные учреждения республики в летний период 2013 года - 92% при среднероссийском показателе – 88%. В 2012 г. данный показатель составил - 89,8 %. Усиление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за выполнением требований к условиям содержания и режиму работы детских учреждений направлено на улучшение их материально-технического состояния, недопущение возникновения основных рисков. Реализация требований санитарного законодательства позволила достичь запланированного результата по удельному весу детских учреждений относящихся к 1 группе санитарно-эпидемиологического благополучия (показатель по Республике Адыгея в 2013 г. 62 %, в 2012 г. – 60 % при среднероссийском 45%) и снижению удельного веса детей: - с патологией органов зрения до 2,76 % (показатель по РФ 7,3 %); - со сколиозом до 1,38 % (показатель по РФ 1,9 %). Не удалось добиться результата по снижению удельного веса детей с нарушением осанки до 7 %. По результатам медицинских осмотров данный показатель в республике составляет 8,93 %. Нарушение осанки у детей школьного возраста связано с недостаточным количеством ученической мебели соответствующей росто-возрастным особенностям развития детей. Так, по результатам контрольно-надзорных мероприятий проведенных в 2013 году выявлено не соответствие ученической мебели в соответствии с росто-возрастными особенностями развития детей в 14 учреждениях: - 3 дошкольных образовательных учреждениях Красногвардейский район; - 11 образовательных учреждениях: г. Майкоп – 4; Красногвардейский район – 1; Кошехабльский район – 6. В соответствии с утвержденной Доктриной продовольственной безопасности РФ, Управлением проинспектировано более 1400 тонн пищевых продуктов. Несмотря на уведомительный характер плановых проверок пресечено более 1000 правонарушений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей, выявлено до 2 % пищевых продуктов оборачиваемых в ненадлежащих условиях, по предписаниям должностных лиц Управления изъято из оборота 378 партий некачественных и опасных пищевых продуктов, общим объемом 6915кг. В течение года было лабораторно исследовано до 10 тысяч проб пищевых продуктов. Удельный вес нестандартных проб пищевых продуктов отобранных на исследования в ходе проведения надзорных мероприятий составил 1%, что ниже показателей 2012г (1,6%). В исследованных пробах пищевых продуктов токсичные элементы, радионуклиды, пестициды, микотоксины, нитрозамины, антибиотики обнаруживались в количествах, не превышающих гигиенические нормативы. В ходе надзора за предприятиями, осуществляющими розничную торговлю пищевыми продуктами специалистами Управления в 2013г выявлены и пресечены нарушения к порядку ценообразования продуктов детского питания, государственное регулирование на которые осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Адыгея в области государственного регулирования цен и факты превышения торговых надбавок при организации школьного питания. Особое внимание при организации надзора в 2013г уделялось эпидемически значимым группам пищевых продуктов: молочной, мясной продукции, продукции предназначенной для питания детей. В ходе проверок выявлены нарушения требований технического регламента при обороте молочной, соковой и мясной продукции. В целях реализации Концепции государственной политики по снижению масштабов употребления табачной и алкогольной продукции, профилактики алкоголизма и табакокурения среди населения на период до 2020 года Управлением осуществляется федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью алкогольной продукции, за оборотом табачных изделий на территории республики. В ходе исполнения «дорожных карт» по снижению масштабов употребления табачной и алкогольной продукции, профилактике алкоголизма и по противодействию потреблению табака обеспечен контроль при проведении плановых проверок за реализацией алкогольной и табачной продукции в местах ее ограничения по месту и по времени на уровне запланированных 90 %. В соответствии с требованиями Федерального закона от 22.11.1995г № 171- ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в 2013г Управлением осуществлялся государственный надзор за соблюдением ограничения розничной продажи по месту и времени, качеством и безопасностью пива и алкогольной продукции в целях защиты потребительского рынка республики от поступления и оборота потенциально опасной и недоброкачественной продукции. Так, за 2013г проверено 243 объекта торговли и общественного питания, выявлено более 300 правонарушений. В целях исполнения поручения Председателя правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 10.10.2013г № ДМ-П11-73пр и приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29.10.2013г. № 794 в период с 25.11.2013г по 16.12.2013г совместно с Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу, МВД по Республики Адыгея, Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея были проведены контрольно-надзорные мероприятий за розничной реализацией табачной и алкогольной продукции. На 70% от числа проверенных объектов, реализующих алкогольную продукцию установлены нарушения правил торговли в части отсутствия контроля за подлинностью федеральных специальных марок и акцизных марок визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, что может привести к нелегальному обороту некачественной и опасной продукции. По предписаниям должностных лиц Управления владельцами изъято из оборота 166 партий алкогольной продукции в количестве 1503 л., в том числе 66 партий пива в количестве 734 л. по причине нарушений условий реализации (отсутствие стационарных торговых помещений, надлежаще оформленных документов, подтверждающих происхождение и легальность оборота (накладных, справок к товаротранспортным накладным, несоблюдение сроков годности). В соответствии с Федеральными законами от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об усилении надзора за реализацией курительных смесей» и «О мерах по пресечению оборота курительных смесей на территории Российской Федерации», Указом Президента Республики Адыгея «О мерах по упорядочению торговли семенами мака пищевого» осуществлялся государственный контроль за реализацией мака пищевого, курительных смесей и смесей, не отвечающих требованиям безопасности и здоровья граждан, а также табачных изделий на потребительском рынке Республике Адыгея. За 2013 год проведены плановые надзорные мероприятия на 159 объектах торговли и общественного питания, реализующих табачные изделия, из них на 62 объектах торговли выявлены нарушения в реализации табачных изделий, такие как: отсутствие единообразных и четко оформленных ценников; превышение максимальной разовой цены; отсутствие необходимой и достоверной информации о продавце; пресечена поштучная реализация сигарет. По материалам ОМВД России по Майкопскому району специалистами Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея составлены 2 протокола об административном правонарушении по факту реализации табачных изделий несовершеннолетнему. Фактов реализации в Республике Адыгея запрещенных курительных смесей, и иных смесей, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан, мака пищевого на объектах общественного питания и розничной торговли специалистами Управления не выявлено. В рамках взаимодействия, по поручению прокуратуры г. Майкопа Управлением Роспотребнадзора по Республике Адыгея проведены 19 экспертиз документов с информацией для потребителей о продаже курительных смесей и их аналогов, выставленных на интернет-сайтах. Установлено, что в нарушении Правил продажи товаров дистанционным способом в каталоге представляемых товаров под видом курительных смесей, спайсов предлагается открытая продажа энтеогенов и миксов в состав которых входят голубой лотос, шалфей предсказателей, гавайская роза, «Амфетамин», «Мефедрон», «Героин», внесенные в список наркотических средств и психотропных веществ, запрещенных к реализации в Российской Федерации. На основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз по направленному прокуратурой г. Майкопа исковому заявлению, Майкопским городским судом вынесено решение в защиту прав неопределенного круга лиц о прекращении обеспечения технической возможности доступа пользователей к вредоносным интернет-ресурсам в отношении 6 Интернет - провайдеров: ООО «Строй-Телеком – Юг», ООО «Оргтехсервис», ООО «Ростелеком», ЗАО «Адыгейская телефонная компания», ООО «Медиагранд», ООО «Паскаль. В 2013 году Управлением Роспотребнадзора по Республике Адыгея была дана оценка организации водоснабжения 68 сельских населенных пунктов 17 муниципальных образований, в которых проживает более 60 тысяч человек. Состояние водоснабжения в республике вызывает серьезную озабоченность вследствие отсутствия альтернативных вариантов водоснабжения населения, резервных источников водоснабжения, неудовлетворительного санитарно-технического состояния водопроводных сетей и сооружений, высокой изношенности, а в некоторых случаях неоднократной амортизационной изношенности практически всех магистральных водопроводных сетей. В республике используются примитивные методы очистки питьевой воды, отсутствуют эффективные компактные технологические схемы очистки. Из 225 населенных пунктов республики с численностью населения 444 403 человек имеют централизованное водоснабжение 82 населенных пункта, смешанный тип водоснабжения - 60 и только нецентрализованное водоснабжение - 83 населенных пункта. Не решенной остается проблема отсутствия централизованных источников водоснабжения для 95830 человек проживающих на территории республики (21,6%). Наиболее она стоит в Гиагинском, Шовгеновском, Кошехабльском районах и ст. Ханской МО «Город Майкоп». В Республике Адыгея 96 % населения употребляют питьевую воду, соответствующую санитарно-гигиеническим требованиям. Из них обеспечены доброкачественной питьевой водой 364758 человека, что составляет 82% от общей численности населения. Условно доброкачественной водой обеспечено 61478 человек (14%); недоброкачественной водой - 18167 человек (4%), источниками водоснабжения которых являются нецентрализованная система водоснабжения. На протяжении ряда лет наиболее распространенным показателем неудовлетворительного качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения по прежнему остается повышенное содержание железа и марганца которое обуславливает высокий уровень цветности и мутности. Актуальными остаются вопросы сбора и утилизации медицинских и биологических отходов, компактных люминесцентных ламп находящихся у населения. Серьёзной проблемой является не соблюдение требований по организации раздельного сбора пищевых отходов, их доля в составе бытовых отходов составляет 1/3. В результате несоблюдения санитарного законодательства при обращении с отходами, образования стихийных свалок увеличивается численность бродячих животных. Индустрия переработки отходов в республике не развита, в настоящее время происходят лишь перемещение отходов, утилизация не организована. На предприятиях и организациях Республики Адыгея трудятся около 154000 человек, что составляет 34,75% от общего числа жителей Республики Адыгея, из них 79725 женщин. По результатам лабораторных исследований установлено, что 43% обследованных рабочих мест не отвечают гигиеническим требованиям по уровню шума, 23% рабочих мест не отвечают требованиям по параметрам микроклимата и 6,1% рабочих мест по уровню освещенности. Изучались условия труда в сельском хозяйстве, химической промышленности, деревообрабатывающей, производстве строительных материалов, АЗС, пищевой промышленности, коммунальных объектах, ЛПУ, объектах транспортной инфраструктуры. Неудовлетворительные и опасные условия труда являются фактором риска в развитии не только профессиональных заболеваний, но также способствуют росту числа профессионально обусловленных заболеваний, в том числе со стойкой утратой трудоспособности. Предварительные и периодические медицинские осмотры являются важнейшим условием раннего выявления нарушения здоровья, возникающего под влиянием вредных производственных факторов и важнейшим звеном диспансеризации работающего населения. Охват медосмотрами в 2013 г. составил 95,2 % от числа подлежащих, в 2012 г. охват составлял 95 %. Слабая материально-техническая база лечебных учреждений и отсутствие подготовленных квалифицированных специалистов не обеспечивает должного качества проведения медосмотров, особенно в сельских районах. В рамках исполнения Плана деятельности Роспотребнадзора по реализации указов Президента Российской Федерации №596-606 от 7 мая 2012 года и поручений Правительства Российской Федерации Управлением осуществлялась работа по повышению уровня защиты прав потребителей, совершенствованию системы судебной защиты потребительских прав граждан, в том числе неопределенного круга потребителей за счет более действенного применения действующих правовых норм в данной сфере. В течение года специалисты Управления Роспотребнадзора в соответствии со ст. 40 Закона «О защите прав потребителей» и ст. 47,43 ГПК РФ привлекались в суды различных инстанций для дачи заключений в целях защиты прав потребителей. Всего было дано в рамках гражданского судопроизводства 36заключений специалистов, в результате в пользу потребителей присуждено денежных средств в размере 1152,0 тыс. рублей. Было подано 4 иска в защиту неопределенного круга потребителей, иски судами были поддержаны в полном объеме. Организовано информирование и консультирование граждан об их потребительских правах и способах защиты этих прав, в том числе, применительно к отдельных секторам потребительского рынка, особенное внимание уделялось финансовому сектору в целях повышения уровня правовой грамотности населения и минимизации рисков приобретения услуг ненадлежащего качества в рамках телефонных горячих линий, в консультационном центре, который функционирует с 2010 года на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Адыгея». В 2013 году за консультацией и информацией в консультационный центр обратилось 3835 человек, консультационным центром было подготовлено 470 претензий, 5 исковых заявлений, инфотекой НТД воспользовались 516 потребителей и 141 предприниматель. В результате исполнения функции по организации мероприятий по информированию и просвещению граждан по актуальным вопросам защиты их прав в досудебном порядке урегулировано 506 споров в пользу потребителей; возвращено потребителям 504272 рубля, произведен обмен товара в 143 случаях, произведен ремонт в 229 случаях. Также Управлением велась работа по формированию на региональном уровне действенной системы защиты потребительских прав граждан, на основе координации деятельности Управления, органов исполнительной власти республики, местного самоуправления и общественных объединений потребителей. Управлением проводилась работа по реализации комплекса превентивных мер направленных на предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей, в том числе за счет просвещения потребителей и предпринимателей по вопросам правоприменения потребительского законодательства, взаимодействия со средствами массовой информации, проведения круглых столов, различных гласных и публичных мероприятий. В Управлении Роспотребнадзора по Республике Адыгея организована общественная приемная, в рамках которой функционирует телефонная «горячая линия». За 2013 год на «горячую линию» поступило от граждан 120 звонков, касающихся вопросов защиты прав потребителей. На все вопросы были даны разъяснения и оказана помощь в восстановлении нарушенных прав. С целью формирования эффективной системы взаимодействия предпринимателей и органов исполнительной власти в 2013 году подписано соглашение о взаимодействии Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Адыгея и Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея. На стадии подписания находится соглашение о взаимодействии соглашение с Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». Управление оказывает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям 4 вида государственных услуг. В течение года Управлением выдано и переоформлено 7 лицензий на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения и микроорганизмов 3-4 групп патогенности, 19 свидетельств о государственной регистрации продукции, 567 санитарно-эпидемиологических заключений, зарегистрировано 470 уведомлений. В целях совершенствования повышения качества оказываемых государственных услуг Управлением проводится анализ данных опросного модуля по оценке деятельности Управления по предоставлению государственных услуг размещенный на официальном сайте. Осуществляется деятельность по введению практики публичной отчетности об итогах проверок. С апреля информация о проведенных проверках размещается на сайте, формируются электронные реестры: уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, по регистрации продукции, лицензированию отдельных видов деятельности, выдаче санитарно-эпидемиологических заключений. Итогом реализации мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей, явилось достижение целевых индикативных показателей: - на протяжении ряда лет не регистрировались дифтерия, столбняк, полиомиелит, краснуха, острый паралитический полиомиелит, особо опасные и карантинные инфекции; - отмечается стабилизация и снижение заболеваемости по 18 нозологическим формам; - охват лицензированием деятельности, связанной с использованием источников ионизирующего излучения и с использованием возбудителей инфекционных заболеваний составил 100 %; - удельный вес населения, обеспеченного питьевой водой централизованных систем водоснабжения, соответствующей требованиям санитарного законодательства остался на уровне 2012 г. и составил 96 %; - забраковано и изъято из оборота 378 партий некачественных и опасных пищевых продуктов объемом около 7 тонн, употребление которых могло привести к угрозе пищевых отравлений среди населения. Удельный вес нестандартных проб пищевых продуктов отобранных на исследования в ходе проведения надзорных мероприятий в 2013 году составил 1%, что ниже показателей 2012г. - 1,6%; - забраковано и снято с реализации более 2000 единиц товаров непродовольственной группы, на сумму более 800 тысяч рублей; - Управлением в рамках гражданского судопроизводства дано 36 заключений, в результате в пользу потребителей присуждено денежных средств в размере 1152,0 тыс. рублей; - подано 4 иска в защиту неопределенного круга потребителей, иски судами были поддержаны в полном объеме; - проконсультировано 3835 человек, подготовлено 470 претензий, в досудебном порядке урегулировано 506 споров в пользу потребителей; возвращено потребителям более 500 тыс. рублей, произведен обмен товара в 143 случаях, ремонт в 229 случаях; - удельный вес охвата работающих профилактическими медицинскими осмотрами – 95,2 %; - увеличен удельный вес школьников охваченных горячим питанием с 57,3 % до 63,3 %; - выраженный оздоровительный эффект среди детей посетивших летние оздоровительные учреждения республики в летний период 2013 года составил 92% (в 2012 г. – 89,8 %); - план профилактических прививок в рамках Национального календаря профилактических прививок выполнен на 98,7 %. Подводя итоги деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка Коллегия Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея определила задачи на 2014 год. В целях реализации поставленных задач по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, на основании вышеизложенного Коллегия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея   *РЕШИЛА:* 1. Признать работу Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Адыгея» соответствующей установленным функциям по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в связи с достижением целевых показателей за 2013 год. 2. На основании состоявшегося обсуждения обеспечить выполнение основных направлений деятельности Роспотребнадзора на 2014 год обратив особое внимание на следующие приоритетные задачи: 2.1. Достижение запланированных показателей по исполнению указов Президента Российской Федерации №596-606 от 7 мая 2012 года и поручений Правительства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, приоритетного национального проекта «Здоровье», реализации программы «Обеспечение устойчивого развития сельских населенных пунктов» подпрограммы «Развитие водоснабжения в сельской местности». 2.2 Проведение комплекса мероприятий по соблюдению требований, установленных нормативно-правовыми актами в целях реализации Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Актуализация и реализация Плана противодействия коррупции, профилактика коррупционных и иных правонарушений. 2.3. Соблюдение требований, установленных указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, изданными в целях реализации Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Трудового кодекса Российской Федерации. 2.4. Совершенствование федерального государственного надзора за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов, организацией питания в детских образовательных и оздоровительных учреждениях, обеспечить повышение охвата питанием в школах до среднероссийских показателей. 2.5. Усиление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за выполнением требований к условиям содержания и режиму работы детских учреждений, их материально-техническому состоянию с целью недопущение возникновения основных рисков. 2.6. Усиление федерального государственного надзора за реализацией мероприятий Водной стратегии Российской Федерации до 2020 г., Федеральной целевой программы «Чистая вода» на 2011-2017 годы; положений Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Национального плана действий по гигиене окружающей среды; Федерального закона от 24.07.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». 2.7. Обеспечение контроля за реализацией приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения по разделу «Вакцинопрофилактика», а также за проведением мероприятий по поддержанию высокого уровня охвата прививками в рамках национального календаря профилактических прививок. 2.8. Обеспечение реализации Республиканского Комплексного плана по подготовке Республики Адыгея к пандемии гриппа. 2.9. Обеспечение реализации мероприятий по поддержанию статуса Республики Адыгея, свободной от полиомиелита, и программы ликвидации эндемичной кори. 2.10. Усиление надзора за организацией и проведением на территориях муниципальных образований Республики Адыгея профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на недопущение возникновения и распространения заболеваний, передающихся через укусы клещей и кровососущих насекомых. 2.11. Совершенствование федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей реализации планов и программ взаимодействия с гражданским обществом в сфере защиты прав потребителей. 2.12. Усиление работы по совершенствованию судебной защиты потребительских прав граждан, в том числе неопределенного круга лиц за счет более действенного применения гражданско-правовых механизмов. 2.13. Усиление работы по взаимодействию и информированию органов государственной власти, местного самоуправления и населения о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения и по вопросам входящим в компетенцию Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея. 2.14. Обеспечение качественного и своевременного выполнения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Адыгея» государственных услуг в соответствии с поручениями Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея и планом основных организационных мероприятий на 2014 год. 2.15. Обеспечение выполнения требований дорожной карты по оплате труда специалистов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Адыгея». Единых рекомендаций Правительства Российской Федерации, профсоюзов, работодателей по установлению систем оплаты труда на 2014 год. 2.16. Проведение консультирования граждан по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей в соответствии с действующими нормативными документами. 2.17. Совершенствование методологии осуществления социально-гигиенического мониторинга.       Председатель коллегии Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея С.А. Завгородний     Ответственный секретарь Коллегии Т.В. Бирюкова