Опубликовано чт, 03/14/2013 - 04:00 пользователем admin *Пресс-релиз: «Потребительское правосудие сегодня»- тема Всемирного дня защиты прав потребителей в 2013 году * Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает *Всемирный день защиты прав потребителей*, тему которого определяет Всемирная организация потребителей Consumers International (CI). Подобная практика позволяет правозащитным организациям концентрироваться на наиболее проблемных участках сферы защиты потребительских прав. Тематика *«Потребительское правосудие сегодня»* выбрана не случайно, и в наши дни она особенно актуальна, Если внимательно вчитаться в слово правосудие, то становиться понятно, что правосудие - это право судить. Но в современном мире понятие «правосудие» применяется как деятельность, направленная на защиту прав и свобод граждан. Правосудие должно способствовать предупреждению правонарушений, формировать уважительное отношение к закону. Совершенствование правового обеспечения, выработка новых механизмов по защите прав потребителей, призванных решать задачи в конкретных сферах потребительских правоотношений, набирающих с каждым годом все большую актуальность (финансовые, коммунальные, медицинские, образовательные услуги, туризм, услуги перевозки пассажиров и т.д.) – дело всего мирового сообщества. В то же время нельзя не учитывать то обстоятельство, что осуществление государственной политики в сфере защиты прав потребителей невозможно без мобилизации сил самого общества. Поэтому тематика Всемирного дня защиты прав потребителей призвана способствовать привлечению внимания населения к существующим проблемам в этой сфере в целях повышения потребительской грамотности, информирования граждан о важнейших механизмах государственной и общественной защиты потребительских прав, о широких возможностях самих потребителей по защите своих прав. Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка на территории Республики Адыгея. Управлением Роспотребнадзора по Республике Адыгея осуществляется как досудебная, так и судебная защита прав потребителей. Большое внимание уделяется совершенствованию системы *судебной защиты *потребительских прав граждан, в том числе неопределенного круга потребителей. В 2012 году специалисты Управления приняли участие в 38 судебных заседаниях по защите прав потребителей в качестве третьих лиц. В результате рассмотрения исков, все требования, заявленные потребителями, были удовлетворены, в пользу потребителей присуждено 1 млн. 403тыс. рублей, из них 80 тысяч рублей – компенсация морального вреда, причиненного потребителям недобросовестными производителями товаров и услуг. Для увеличения потребительской грамотности Управлением Роспотребнадзора по Республике Адыгея уделяется большое внимание непосредственной работе с гражданами-потребителями, проводится систематическая работа по реализации комплексов превентивных мер, направленных на предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей, в том числе за счет просвещения потребителей и предпринимателей по вопросам правоприменения потребительского законодательства, взаимодействие со средствами массовой информации, проведение «круглых столов», пресс-конференций, совещаний, «прямых линий» и других публичных мероприятий, с участием республиканских СМИ. Ежедневный консультативный прием граждан позволяет оперативно решать возникающие у потребителей вопросы. В 2012 году за консультацией и информацией в консультационный центр Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея обратилось около 3000 человек. Консультационным центром было подготовлено 460 претензий, 10 исковых заявлений, инфотекой нормативно- технической документации воспользовались 583 потребителя и 164 предпринимателя. В результате *в досудебном порядке* урегулировано 102 спора в пользу потребителей; возвращено потребителям 697 288 рублей, произведен обмен товара в 26 случаях, произведен ремонт в 32 случаях. Эффективность системы защиты прав потребителей напрямую зависит от быстрого и качественного решения потребительских проблем, причем административное или судебное вмешательство должно быть скорее исключением, чем правилом. Следовательно, задача потребительской политики государства и общественной защиты прав потребителей создать такую правовую среду, в которой установлен разумный баланс между непосредственно правами потребителя и интересами производителя (продавца, исполнителя). Следует отметить, что чем больше существует правовых механизмов, которые регламентируют процедуру взаимоотношения потребителя с рынком, производителем, с организацией или субъектом, оказывающими конкретные услуги, тем эффективнее будет работать система защиты прав потребителей. Только эффективные правовые механизмы, действующие в рамках общепринятых стандартов, станут надежной преградой от некачественных товаров и услуг. *Пресс-служба Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея* /*СПРАВКА: */ *Всемирная организация потребителей (CI)*- независимая некоммерческая бесприбыльная неполитическая организация, зарегистрированная в Нидерландах в 1961 г. Целью Организации является содействие защите прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение потребителей, защита их интересов. В настоящее время Всемирная организация потребителей объединяет более 180 общественных и государственных организаций, занимающихся проблемами защиты прав потребителей из 72 стран мира, представляет интересы потребителей в ЮНЕСКО, структурах ООН, в ряде других международных организаций экономической и социальной направленности. CI оказывает своим членам помощь в обучении специалистов, обеспечении информации в области защиты прав потребителей.   *Всемирный день защиты прав потребителей*учрежден решением ассамблеи Организации Объединенных Наций в 1983 году. Спустя два года, 9 апреля 1985 г., Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей. С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание и законность. В них предусмотрены положения, которыми должны руководствоваться правительства при определении политики и разработке законодательства в области защиты интересов потребителей. Принятие резолюции ООН способствовало развитию международного сотрудничества в этой области.