Сообщение об ошибке

  • Notice: Trying to access array offset on value of type null в функции taxonomy_menu_trails_init() (строка 102 в файле /var/www/tigersoft/data/www/dev01.3364339.ru/sites/all/modules/taxonomy_menu_trails/taxonomy_menu_trails.module).
  • Notice: Trying to access array offset on value of type null в функции taxonomy_menu_trails_init() (строка 102 в файле /var/www/tigersoft/data/www/dev01.3364339.ru/sites/all/modules/taxonomy_menu_trails/taxonomy_menu_trails.module).

Заседание Коллегии Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея 25.05. 2010 года

         25 мая 2010 года состоялось заседание Коллегии Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея.

         В нем приняли участие руководитель Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея Агиров А.Х.., председатель комитета по социальной политике, здравоохранению и делам ветеранов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея Петрова Т.М,  первый заместитель министра здравоохранения Республики Адыгея Савенкова Г.Н., заместитель председателя  Комитета Республики Адыгея по ЖКХ , Нибо Р.Р.,  глава администрации МО «Майкопский район» Ковалев Е.А., зам.директора по учебной работе  Адыгейского филиала Северо- Кавказской Академии Государственной Службы Джаримок З.К,  представители Министерства  внутренних дел по Республике Адыгея, администрации МО «Город Майкоп», отдела охраны окружающей среды, экологической экспертизы и особо охраняемых природных территорий регионального значения Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды  Республики Адыгея, специалисты Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея, представители республиканских и городских средств массовой информации.

На  Коллегии были рассмотрены следующие вопросы:

1.«О практике применения  норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея  за  2009 год и 4 месяца 2010 года  и мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности»

2. «О состоянии инфекционной заболеваемости  и  совершенствовании мер профилактики  на территории  Республики Адыгея». С докладами по повестке дня выступили начальник отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея Богус З.Н. и начальник отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея Горюхина О.В.

               «О практике применения  норм Кодекса Российской Федерации

об административных правонарушениях должностными лицами

Управления   в 2009 году и мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности»

ДОКЛАД

Управление Роспотребнадзора  по Республике Адыгея  является   уполномоченным федеральным органом  исполнительной власти в сфере обеспечения  благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.   Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с другими мерами, способствуют решению главного - обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в Республике Адыгея.

Эффективная реализация функций, возложенных на Роспотребнадзор, во многом зависит от того, насколько действенно обеспечивается  пресечение фактов нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, применяя предусмотренные законом меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами соответствующих обязательных требований.

Особую актуальность данное обстоятельство приобретает тогда,   когда
речь  идет  о  тех  сегментах  рынка,  где  необходимый    уровень защиты
соответствующих прав и законных интересов граждан (при всей их очевидной социально-экономической значимости) на сегодняшний  день  не   достаточно гарантирован императивными правовыми нормами, что среди прочего приводит к формированию неоднозначной и противоречивой судебной практики, причем, как в рамках гражданских, так и административных правоотношений.
  
     Это требует от Роспотребнадзора выработки единообразных подходов   к
выбору форм и методов  соответствующей  работы,  основу  которой   должно определять последовательное стремление к  отстаиванию  (в  том    числе в судах) своей правовой позиции по всему спектру имеющихся здесь проблемных  вопросов, а также минимизация соответствующих процессуальных издержек   в рамках  осуществления  производства  по   делам   об     административных правонарушениях.

                В целях совершенствования  деятельности  Управления  при осуществлении государственных функций по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, повышения уровня правовой работы для достижения наибольших результатов в реализации и обеспечении соблюдения требований действующего законодательства юридическим отделом и отделом  организации надзора  Управления проводится постоянная работа в  указанных  направлениях.

Эффективность исполнения возложенных на службу государственных функций по контролю и надзору в сфере обеспечения  санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, а также по реализации иных полномочий, закрепленных в законодательстве, напрямую зависит от уровня и состояния правовой работы. Строгое соблюдение оснований и порядка привлечения к административной ответственности, установленной законом, является главным условием обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний. 

         За 2009 год    должностными лицами  Управления  было составлено 1208 протоколов об административных правонарушениях. 

            Большинство протоколов  - 507     ( 41 %)     составлены   по статье 6.3 КоАПРФ - общей правовой норме, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

          Наблюдалось повышение  уровня правильного применения  квалифицирующих признаков административного правонарушения, установленных КоАП РФ. Имеет место улучшение ориентирования в вопросах разграничения составов административных правонарушений и правилах их квалификации. Вследствие чего в 2008 году количество протоколов по общей правовой норме по  статье 6.3 составляло 686, в 2009году- 507(41%), т.е. в 2009году их количество относительно снизилось, вследствие чего возросло количество применяемых специальных составов, предусмотренных КоАП РФ.

           Из предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях 58 составов, по которым должностные лица Роспотребнадзора уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях,  в целом по Управлению за  2009 год был применено   29 составов, что практически аналогично  2008 году.

Значительное количество  административных  правонарушений, посягающих на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения,  выявлено по специальным статьям    Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: ст. 6.4 КоАП РФ - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта - 45(3,7 %) ст.6.5КоАП РФ - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде - 92( 7,6 %), ст.6.6 КоАП РФ - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения - 92 протокола (7,6 %), ст.6.7 КоАП РФ - нарушение санитарно -эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения - 70 (5,7 %)

Количество составленных протоколов по ст.8.2, 10.8, 14.2, 14.5, 14.6, 14.15, 14.16 ч.3, 19.5, 19.14, 19.20 ч.1 и количество составленных протоколов  

в области защиты прав потребителей: ст.14.8 ч.1 - 132 протокола   ст.14.4 ч.2 - 110 протоколов, ст.14.7  - 10 протоколов практически осталось на уровне 2008года.

        Следует отметить, что в 2009 году Управлением были возбуждены административные дела по статьям КоАП РФ,  ранее не используемым  в 2007-2008 годах: ст.14.3- нарушение законодательства о рекламе, ст.14.10 - незаконное использование товарного знака. По данным делам подведомственными органами  приняты решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности в виде штрафов.

  Всего наложено административных штрафов на общую сумму 2 975 000 рублей, из которых  исполнено  постановлений на сумму 2 899 900  рублей, что составило 97,4 %.  За аналогичный период 2008г. было вынесено  административных  штрафов    на общую сумму 3 636 600 рублей.

Значительное снижение  общего количества вынесенных постановлений по делу об административном правонарушении вызвано  уменьшением    количества материалов, поступивших  в Управление  из органов внутренних дел и органов прокуратуры (с 1240 в 2008г. до 596  в 2009г.)

Среди субъектов административной ответственности по-прежнему больше привлекаются к ответственности должностные лица -  769, что составило 47 %.  Следует отметить, что в сравнении с 2008годом в 1,7 раза  увеличилась доля привлеченных к административной ответственности юридических лиц - 55, что составило 3,4 %

Должностными лицами  Управления уделяется достаточно внимания выявлению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений,  и  контролю  за их устранением. Всего внесено  в соответствующие организации и  должностным лицам  167 представлений.

В    2009 году с целью пресечения грубых нарушений санитарного законодательства в суды направлено 32 протокола об административных правонарушениях, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

Удельный вес удовлетворенных судом требований  о приостановлении деятельности хозяйствующих субъектов, грубо нарушающих требования действующего законодательства  составил 100%.

Управлением проведен анализ причин неиспользования  должностными лицами в полном объеме, закрепленных за службой составов административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.

Так, по ст.7.2 ч.2, ст.7.8 ч.2, ст.8.5, ст.8.6 ч.2, ст.17.7, ст.17.9  КоАП РФ не возбуждалось административное производство в связи с тем, что при осуществлении надзорных мероприятий не выявлялись нарушения требований указанных статей КоАП РФ на объектах надзора.

Ст.14.1ч.4, ст.19.20 ч.3 не применялись ввиду отсутствия нарушений, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) осуществления предпринимательской деятельности.

           По ст.14.34 ч.1, ч.2, ч.3, ч.4, ч.5, ч.6, ч.8  не были возбуждены административные производства в связи  с тем, что в плане работы Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея  на 2009 год  была запланирована проверка   одного розничного  рынка, а также в связи с отсутствием внеплановых проверок в отношении розничных рынков,  зарегистрированных на территории  Республики Адыгея.

           При осуществлении надзорных мероприятий должностными лицами Управления не было установлено административных правонарушений против порядка управления,   предусмотренных  статьями 19.4, 19.6, 19.7, 19.19 ч.1, 19.20 ч., 19.20 ч.3,19.26 КоАП РФ.

          По ст.15.12 ч.1, ч.2 КоАП РФ не возбуждалось административное производство в связи с тем, что при осуществлении надзора за предприятиями торговли,  осуществляющими выпуск или реализацию алкогольной продукции и табачных изделий,  фактов выпуска или продажи товаров и продукции без маркировки или без нанесения информации,  предусмотренной законодательством Российской Федерации,  а также хранения, перевозки либо приобретения такой продукции в целях сбыта,  не было установлено.

         Отсутствие административных производств по ст.18.17 ч.1 КоАП РФ  связано с тем, что  при осуществлении надзорных мероприятий фактов несоблюдения работодателем или заказчиком работ (услуг) ограничений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства не установлено.

         По ст.19.19 ч.1 не возбуждалось административное производство в связи с тем, что объективная сторона данного правонарушения не охватывает действие или бездействие при продаже товаров, выполнения работ, оказания услуг, не соответствующих требованиям государственных стандартов. В связи с этим  выявляемые правонарушения были квалифицированы  по ст.14.4 КоАП РФ.

Анализ судебной  практики  за   2009 года показал,  что  благодаря проводимой работе по повышению уровня правовых знаний и навыков, практически отсутствуют нарушения, допущенные должностными лицами при возбуждении  производства по делу об административном правонарушении.

         В 2009 году Управлением Роспотребнадзора по РА было вынесено  1617 постановлений  по делам об административных правонарушениях. В судебном порядке отменено одно постановление. Причиной отмены явилось нарушение порядка составления протокола об административном правонарушении, составленного в отношении юридического лица, находящегося в г.Санкт-Петербурге. Так протокол об административном правонарушении был составлен в  присутствии представителя юридического лица, действовавшего от имени юридического лица  на основании доверенности. Указанная доверенность предусматривала право на представление юридического лица  перед третьими лицами и перед всеми государственными органами, в том числе  в Роспотребнадзоре по вопросам ведения финансово-хозяйственной деятельности с правом подачи, получения документации и подписи в подаче и получении документов. Должностным лицом Управления извещение законного представителя    юридического лица было произведено  путем направления телефонограммы о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.                         

         Однако Арбитражный суд Республики Адыгея пришел к выводу, что Управлением нарушен порядок привлечения юридического лица  к административной ответственности, указав, что направленная телефонограмма не может рассматриваться, как  надлежащее извещение законного представителя юридического лица.

          Управлением были приняты меры  в целях соблюдения законности при производстве по делам об административных правонарушениях. Так на постоянно действующем семинаре по повышению квалификации должностных лиц Управления были проведены занятия по разъяснению требований  Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации, а также разъяснение Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 «  О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

      Проведенный анализ применения мер обеспечения производства по делу (изъятие, арест) в целях назначения судом конфискации некачественной и опасной продукции, а также мер,  которые необходимо принять в целях решения указанных проблем, устранения недостатков и повышения эффективности правоприменительной практики показывает, что Управлением в полной мере  осуществляется  государственный  санитарно- эпидемиологический   надзор за качеством и безопасностью пищевой   продукции  и товаров  народного потребления  в целях  защиты потребительского рынка республики   от поступления и оборота потенциально опасной  и недоброкачественной продукции.

         Так в 2009 году по материалам,  направленным специалистами Управления, решением  Арбитражного суда РА юридическое лицо было  привлечено к ответственности в виде  штрафа   и  конфискации продукции.                                                              Незначительное количество переданных в суды дел для назначения судом  конфискации некачественной и опасной продукции объясняется тем, что с целью предупреждения возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний и пищевых отравлений за  2009г  индивидуальными предпринимателями  и юридическими лицами добровольно  изъято   из оборота    667 партий некачественных и опасных пищевых продуктов общим объемом 10,23 тонн (за аналогичный период 2008года - 2180 партий 53,97тонн).  Основной объем изъятой продукции в 2009г  составляют  хлебобулочные и кондитерские изделия - 2099 кг, минеральная вода -3950кг, в 2008г-алкогольные напитки и пиво-32,2тонны, молочные продукты -2597,8кг, плодоовощная продукция -12,3тонны.

           В связи с внесением изменений  в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом  от 28.12.2009г. №380-ФЗ  перечень составов КоАП РФ, по которым должностные лица Роспотребнадзора уполномочены составлять протоколы дополнился статьями 8.42 ч.2- использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами,14.5ч.2 - неприменение контрольно-кассовой техники, а равно применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения; ст.  6.1- Сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с указанным лицом контакты, создающие опасность заражениями этими заболеваниями.

       Так в Управлении Роспотребнадзора по Республике Адыгея в мае 2010 года  было выявлено нарушение специального режима осуществления  хозяйственной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения:зона санитарной охраны первого пояса подземных источников водоснабжения (родников в поселке Усть - Сахрай ) в радиусе 30 метров отсутствует.

Кроме того, введенные изменения в ст.28.7 КоАП РФ - «административное  расследование» позволило по фактам выявления признаков административных правонарушений  в области санитарно-эпидемиологического благополучия проводить административные  расследования. Так специалистами Управления  проведено 7 административных  расследований в данной области  с  привлечением виновных лиц к административной ответственности.

В целом, подводя итог вышеизложенному,  следует подчеркнуть, что Управлением Роспотребнадзора по Республике Адыгея  стало уделяться  больше внимания  правовой работе, выявлению причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, контролю за их устранением, повысилось качество подготовки процессуальных документов и организации административного производства.

«О состоянии инфекционной заболеваемости и  совершенствованию мер профилактики  на территории  Республики Адыгея»

ДОКЛАД

 

           Работа по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний Управлением Роспотребнадзора по Республике Адыгея в 2009 году  осуществлялась в соответствии с Ведомственными целевыми программами «Профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний» («СТОП -инфекция»), «Совершенствование профилактики, усиление мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции и СПИДа в  Республике Адыгея» («СПИДу нет»)», «Санитарная охрана территории  Республики Адыгея» («Санохрана») и основными направлениями деятельности и задачами поставленными перед службой.

    С целью реализации  одного из основных направлений «Обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора за инфекционной заболеваемостью и санитарной охраной территории» решались следующие стратегические  задачи:

         1.Обеспечение эпидемиологического благополучия населения путем совершенствования мероприятий, направленных на стабилизацию, снижение и ликвидацию инфекционных и паразитарных болезней.

2. Обеспечение противодействия распространению ВИЧ - инфекции путем повышения  эффективности мероприятий по предупреждению заражения ВИЧ, включая медикаментозную профилактику и социальную поддержку ВИЧ - инфицированных  и их семей, достижение стабилизации эпидемической обстановки по ВИЧ - инфекции. 

3.Обеспечение охраны территории республики от завоза и распространения инфекционных болезней, представляющих опасность для населения, ввоза и реализации на территории  Республики Адыгея товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов,  представляющих опасность для человека.

        В Республике Адыгея ежегодно регистрируется от 27 до 32 нозологических форм инфекционных заболеваний. Ежегодно регистрируются такие инфекционные заболевания как грипп, острые респираторные вирусные инфекции, острые кишечные, социально-обусловленные  инфекции, неуправляемые средствами специфической профилактики воздушно-капельные инфекции и единичные случаи управляемых воздушно-капельных инфекций. В целом по республике в 2009 году отмечено снижение и стабилизация инфекционной заболеваемости по 20  нозологическим формам.

        Так, в 2009 году в Республике Адыгея среди постоянного населения было зарегистрировано 64595 случаев инфекционных заболеваний, что на 22,5% выше уровня  2008 года. Рост заболеваемости обусловлен в основном за счет острых инфекций верхних дыхательных путей. В общей структуре инфекционной заболеваемости грипп и ОРВИ составляют 92,6% (59803 случая).       Удельный вес детей до 14 лет в структуре   общей  инфекционной заболеваемости составляет более 62%, из которых 31 % инфекционных заболеваний зарегистрирован среди детей, посещающих   организованные  коллективы.

Без учета гриппа и  острых респираторных вирусных инфекций (4792 сл.) наибольший удельный вес занимают неуправляемые воздушно-капельные инфекции (скарлатина и ветряная оспа)-   43,7% (2092 сл.);

      второе ранговое место занимают острые кишечные инфекции и ВГА -  30,1% (1444          сл.); третье - социально- обусловленные  инфекции( микроспория,   чесотка, педикулез, гонорея, туберкулез,  сифилис) -  23,5% (1125 сл.);

      четвертое - управляемые средствами специфической профилактики    инфекции(краснуха, ВГВ, коклюш)-  0,6% (27 сл.).

       В борьбе с инфекциями вакцинация  остается одной из наиболее эффективных и экономичных мер.В 2009 году в  республике успешно проведена работа по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения по дополнительной иммунизации населения, что позволило снизить уровень инфекционных заболеваний. Запланированные объемы иммунизации выполнены.По данным мониторинга за ходом иммунизации населения Республики Адыгея в рамках Национального календаря профилактических прививок и реализации национального приоритетного проекта по подразделу «дополнительная иммунизация против вирусного гепатита В, кори, полиомиелита, гриппа» в 2009 году план профилактических прививок выполнен на 98,2-100%, что  позволило защитить каждого вакцинированного и создать коллективный иммунитет, при котором возможность инфицирования непривитых лиц резко снижена и что подтверждается низкой заболеваемостью инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики либо отсутствием их регистрации. Показатели охвата прививками детского населения в 2009г. превысили уровень, рекомендуемый всемирной организацией здравоохранения (95%).
      В рамках реализации национального приоритетного проекта в сфере здравоохранения  достигнут 100% охват иммунизацией против краснухи   детей, подростков и женщин от 18 до 25 лет, не болевших и ранее не привитых, что позволило снизить заболеваемость заболеваемость краснухой   с 9,2 на 100 тыс. населения  в 2006 году до 0,7 на 100 тыс. населения в 2009г.

       В настоящее время в республике сложилась устойчивая ситуация по кори, случаи заболевания не регистрируются с 2004 года. Снижение заболеваемости корью явилось следствием целенаправленной работы по иммунизации взрослого и детского населения и эффективной системы эпиднадзора за этой инфекцией. В 2009 году привито 100% от числа подлежащих.  

        Благодаря также реализации приоритетного национального проекта, при охвате  трехкратной иммунизацией  99,9%,  в 2009 году отмечено дальнейшее снижение заболеваемости вирусным гепатитом В с 4,5 на 100 тыс. населения в 2006 году до 2,0 на 100 тыс. населения в 2009 году.  

     Показатель заболеваемости эпидемическим паротитом в 2009 году в республике оставался на уровне прошлого года, всего зарегистрировано 2 случая, прогнозируемый уровень заболеваемости в соответствии с Ведомственной целевой программой «СТОП-ИНФЕКЦИЯ»  на 2009 г. 1,6 на 100 тыс. населения, фактически составил 0,5.  Привито против эпидемического паротита   99,3% от числа подлежащих детей.

       Благодаря работе по обеспечению эффективной системы эпиднадзора за дифтерией и поддержанию высокого уровня иммунной структуры среди населения в республике случаи дифтерии не регистрируются с 1999 года и столбняка с 2001 года. Всего привито против дифтерии и столбняка в 2009году 20012 детей и 26507 взрослых, что составляет соответственно 99,6% и 98,9% от числа подлежащих прививкам.

Снижение заболеваемости в этой группе   инфекций является также следствием проведения активной санитарно-просветительной работы по иммунизации среди населения, в том числе участие в проведении мероприятий в рамках Европейской недели иммунизации.

В преддверие эпидсезона гриппа и ОРВИ в 2009 году сезонной вакциной было привито свыше  83 тысяч человек, всего было охвачено 18,9 % от общей численности населения республики.   В Республике Адыгея  впервые  проведена иммунизация живой пандемической вакциной работников общественного транспорта; работников производства, распределения электроэнергии, газа и воды;  работников коммунальной сферы обслуживания.  Всего было охвачено прививками 2079 человек  или 99,8% от подлежащих. Заболеваемость среди них пандемическим гриппом  не регистрировалась.

        Республика Адыгея является территорией эндемичной по туляремии, лептоспирозу и си­бирской язве. Ежегодно регистрируются случаи лептоспироза, туляремия в Республике Адыгея не регистрируется с 1992 года, сибирская язва - с 1997 года. Однако остаются активными природные очаги туляремии. В республике зарегистрировано 138 почвенных очагов сибирской язвы в 77 населенных пунктах. С целью  профилактики возникновения опасных инфекционных заболеваний, общих для человека и животных, ежегодно проводится   иммунизация по эпидемическим показаниям   контингентов групп риска против туляремии, лептоспироза и сибирской язвы. Всего привито против сибирской язвы 491 человек, или 98,6% от плана; против лептоспироза привито 817 человек, или 100% от плана; против туляремии вакцинировано 4266 человек, или 95% от плана и ревакцинировано 20636 человек, или 92,3% от плана.  Наряду с достигнутыми показателями по инфекционным заболеваниям, управляемым средствами специфической профилактики, актуальными для Республики Адыгея остаются неуправляемые инфекционные заболевания, заболеваемость которыми зависит от многих факторов, в т.ч. состояния иммунитета, соблюдения санитарно-эпидемиологических требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, санитарно-гигиенической грамотности населения и своевременности проведенных противоэпидемических мероприятий с целью недопущения дальнейшего их распространения среди населения республики.   В последние годы в Российской Федерации наблюдается устойчивая тенденция к росту заболеваемости ОКИ, вызванных установленными и неустановленными возбудителями со средним ежегодным темпом прироста 7% и 6%, соответственно и остаётся одной из актуальных проблем инфекционной патологии. В Российской Федерации в 2009 году 42 региона страны были неблагополучными по ОКИ,  вызванным  неустановленными инфекционными возбудителями, 33 -  по ОКИ, вызванным установленными бактериальными и вирусными возбудителями, 29 - по бактериальной  дизентерии. С начала 2010 года в Российской Федерации  наблюдалось ухудшение эпидемиологической ситуации по острым кишечным инфекциям, преимущественно, обусловленное возбудителями вирусной природы.  Это связано с одной стороны - с биологией возбудителя (сменой доминирующего серотипа  и объективным ростом заболеваемости), с другой - с не соблюдением санитарно-эпидемиологических норм и правил в детских учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, на предприятиях общественного питания и торговли, неудовлетворительного состояния систем водоснабжения и канализования. По данным научно-исследовательских институтов, прогнозируется рост  заболеваемости указанными нозологиями в течение ближайших 2-х лет. В текущем году, по оперативным данным за первый квартал, в Российской Федерации зарегистрировано 50 эпидемических очагов, что больше среднемноголетних данных за аналогичный период в 3 раза.

 Не исключением по росту заболеваемости острыми кишечными инфекциями стала и Республика Адыгея.  Несмотря на то, что за истекший период года отмечено снижение как общей инфекционной заболеваемости, так и без учета гриппа и острых респираторных инфекций, актуальными в республике остаются острые кишечные инфекции.

      В период с 2005 по2009 г. в республике отмечен ежегодный рост заболеваемости острыми кишечными инфекциями с 1143 случаев в 2005 г. до 1619 - в 2008 г., незначительное снижение (на 13,9%) отмечено в 2009 году, когда было зарегистрировано 1394 случая заболеваний острыми кишечными инфекциями. В 1 квартале  текущего года было зарегистрировано 334 случая острых кишечных инфекций, что на 17,1% выше аналогичного периода 2009 года. В структуре  инфекционной заболеваемости  без учета острых респираторных вирусных инфекций и гриппа  1 ранговое место занимают острые кишечные инфекции  и составляют 36,5% (334сл.).

     Уровень заболеваемости ОКИ на разных административных территориях республики варьирует, но наиболее напряженная эпидемиологическая обстановка по заболеваемости острыми кишечными инфекциями отмечена в г. Майкопе, г. Адыгейске, Майкопском, Тахтамукайском районах, где заболеваемость превышает    среднереспубликанский  показатель как в целом среди населения административной территории, так и среди детей до 14 лет.

Анализ возрастной заболеваемости показал, что  71,0% от всех заболевших ОКИ (334 сл.)  составляют дети до 14 лет (237 сл.).

В структуре детской заболеваемости (237 случаев) 69% приходится на детей младшего возраста (0-2 года).

3-6 лет - 49 случаев (20,6%)

1-2 года - 107 сл (45%)

до 1 года - 57 сл. (24%)

Среди кишечных инфекций с установленным возбудителем доминирующее место,  как и в целом по России, занимают ОКИ ротавирусной этиологии и составляют 42%.

Возбудитель

Абсолютное число

% от числа ОКИ установленной этиологии

Протей

24

20%

Энтеробактер

15

12,6%)

Стафилококк

10

8,4%)

Клебсиеллы

9

7,5%)

Эшерихии

6

5,0%)

Синегнойная      палочка

5

4,2%

       По результатам проведенного анализа заболеваемости острыми кишечными инфекциями за 1 квартал 2010 года отмечена  корреляционная связь заболеваемости в г. Майкопе с качеством подаваемой населению питьевой воды, производимых и реализуемых продуктов питания. Так, с января по март 2010 года отмечался рост числа нестандартных проб воды и пищевых продуктов по микробиологическим показателям.

    Водопроводов, подающих воду населению, в Республике Адыгея - 193, из них коммунальных - 98, ведомственных - 95. Основное количество водопроводных сооружений в республике функционирует с 60-70 годов. Длительная эксплуатация  привела к их высокому физическому износу и постоянному риску возникновения аварий  и повреждений. В Республике Адыгея водопроводные сети изношены в целом на 70-80%. Всего по Республике Адыгея подлежит замене 1,5 тыс. км существующих магистральных водопроводных сетей, однако темпы их замены очень низкие. Так, в 2009 году было заменено лишь 26,0 км, что составляет 1,7%. Изношенные сети характеризуются повышенной аварийностью. Так, в 2009 году было зарегистрировано 2909 порывов и аварийных ситуаций на водопроводах, что на 13,5% больше, чем в 2008 году. Высокая аварийность сетей приводит к потерям воды питьевого качества и вызывает её вторичное загрязнение. За период 1 квартала 2010 года отмечен рост удельного веса проб питьевой воды, не соответствующих гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям. Не соответствовали гигиеническим показателям 3,5% проб питьевой воды, тогда как за аналогичный период 2009 года - 2,4%. Наиболее высокий процент проб питьевой воды, не соответствующих гигиеническим требованиям, отмечался в пробах, отобранных из распределительной сети - 3,7% (2009 - 2,5%). Наиболее высокая степень загрязненности питьевой воды отмечался в г. Майкопе (ст. Ханская, пп Родниковский, Гавердовский) - 3,4%, Гиагинском районе - 4,8%, Майкопском районе - 9,8%, Шовгеновском  районе - 3,4%, г. Адыгейске - 8,3%. Таким образом, за период 1 квартала текущего года население республики численностью более 40 тыс. человек употребляли недоброкачественную воду. Состояние ведомственных водопроводов остается крайне неудовлетворительным: на большинстве отсутствует систематический контроль за эксплуатацией сооружений, отсутствуют специализированные бригады по обслуживанию, не проводятся своевременные профилактические мероприятия, не организован производственный контроль.

     Также, наиболее опасными, в качестве факторов передачи острых кишечных инфекций, при несоблюдении санитарных требований при хранении, транспортировке, реализации, являются особоскоропортящиеся, такие как  молоко, молочные продукты и кондитерские изделия.

      На территории Республики Адыгея  Управлением  Роспотребнадзора по Республике Адыгея осуществляется надзор за выполнением требований санитарного законодательства Российской Федерации на предприятиях занятых производством хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.  В настоящее время в Республике Адыгея  функционирует   44 предприятия.

 В 1 квартале 2010 г. на проверенных объектах было  установлено 18 нарушений требований санитарного законодательства РФ, привлечены к административной ответственности 2 должностных лица.  Сумма штрафов составила 7,500 рублей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            На проверенных предприятиях проинспектировано  13668,0 кг кондитерских изделий. В условиях, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов реализовывалось 78,9 кг кондитерской продукции, что составляет    1,2 % от общего объема реализуемой продукции. В условиях не соответствующих требованиям санитарных правил хранилось   7,7 кг кондитерской продукции или  1,9 % от общего объема реализуемой продукции. 

      В порядке осуществления надзора за выполнением требований законодательства в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека специалистами Управления в 1 квартале 2010г. также было охвачено надзором 93 объекта, реализующих молоко и молочные продукты. В ходе проведения обследований выявлялись нарушения  Федерального  от 30.03.99г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,  ФЗ от 07.02.92г № 2300-01-ФЗ «О защите прав потребителей». Всего выявлено 178 правонарушений, основными из которых являлись: нарушение условий и сроков хранения продуктов, невыполнение программ производственного контроля, нарушение условий транспортировки и приемки, отсутствие сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность, нарушение требований к маркировке, дезинфекционному режиму, правилам личной гигиены. В целях предупреждения возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний и  пищевых отравлений по результатам надзора забраковано и изъято из оборота  25 партий  некачественных и опасных пищевых продуктов общим объемом  78 кг. 

 

Структура отобранных проб пищевых продуктов за 1 квартал 2010 г

Наименование пищевых продуктов

Количество

Удельный вес от числа отобранных проб

Кулинарные изделия

650

49%

Молоко

263

20%

Мясо

204

15,5%

Птица

51

3,9%

Кондитерские изделия

37

2,8%

Хлебобулочные изделия

13

1,0%

Сахар

1

0,1%

рыба

8

0,6%

Овощи

7

0,5%

Безалкогольные напитки

6

0,5%

Пиво

12

0,9%

Консервы

12

0,9%

Минеральная вода

5

0,4%

 

Нестандартных проб пищевых продуктов - 21, что составляет 1,6%.

 

Наибольшее число нестандартных проб пищевых продуктов зарегистрировано при исследовании кулинарных изделий, которые в удельном весе нестандартных проб составили 71%.

Структура  нестандартных проб пищевых продуктов за 1 квартал 2010 г

Наименование пищевых продуктов

Количество нестандартных проб

Удельный вес от числа нестандартных  проб

Кулинарные изделия

15

71%

Молоко

1

4,8%

Мясо

1

4,8%

Птица

1

4,8%

Овощи

1

4,8%

Пиво

1

4,8%

рыба

1

4,8%

 Данные факты нарушений санитарного законодательства при хранении и реализации особоскоропортящихся, эпидемиологически значимых пищевых продуктов, состояние водопроводных сетей, могут способствовать возникновению и распространению острых кишечных инфекций среди населения Республики Адыгея и вызвать чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера в области общественного здравоохранения. 

 Актуальность кишечных инфекций возрастает также в преддверие летней оздоровительной кампании, т.к.  летние детские оздоровительные учреждения являются категорией наибольшего риска  для возникновения очагов инфекционных заболеваний.  

     В Российской Федерации остается неустойчивой ситуация по клещевому вирусному энцефалиту, геморрагической лихорадке с почечным синдромом и другим геморрагическим лихорадкам.    В республике  также имеется  опасность  заражения населения клещевыми инфекциями в результате недостаточного внимания к вопросам санитарного состояния населенных пунктов, проведению дератизационных мероприятий, противоклещевых обработок и регистрацией клещевых инфекций на сопредельных с Республикой Адыгея территориях (Ставропольском крае -2сл., Ростовской области- 3сл., Республике Калмыкия -1сл.).        Первый укус в 2010 году был зарегистрирован в феврале, тогда как в 2009 г. - месяцем позже.      По результатам эпизоотологических обследований, проведенных ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Адыгея», численность клещей на административных территориях   возросла в 1,5 раза по сравнению с 2009 годом. Средний индекс обилия клещей на животных выше порога эпидемической опасности  в пяти  административных территориях Республики Адыгея:  г. Майкоп, Майкопский, Кошехабльский,  Красногвардейский,   Теучежский  районы. Об усилении активности клещей говорит и тот факт, что по данным оперативного эпидемиологического мониторинга за период с 05.02.2010г.  зарегистрировано 123 укуса клещами, из которых 40,0% составляют дети до 14 лет. Число обращений в лечебно-профилактические учреждения в 2010 году возросло в 2,8 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Ежедневно регистрируется до 10 обращений за медицинской помощью по поводу присасываний клещей.                                                                                                                                                  

        На основании вышеизложенного, следует сделать вывод,  что  в республике на сегодняшний день удается удержать эпидемиологическую  обстановку по различным нозологическим формам инфекционных заболеваний на неэпидемическом уровне. Однако  имеются реальные предпосылки для  осложнения по  заболеваемости острыми кишечными инфекциями среди населения.  И только системный подход к  профилактике  при взаимодействии заинтересованных министерств, ведомств и учреждений республики обеспечит эпидемиологическое благополучие населения.