Сообщение об ошибке

Notice: Trying to access array offset on value of type null в функции taxonomy_menu_trails_init() (строка 102 в файле /var/www/tigersoft/data/www/dev01.3364339.ru/sites/all/modules/taxonomy_menu_trails/taxonomy_menu_trails.module).

20 лет со дня принятия Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»

20 лет назад (7 февраля 1992 года)  вступил в силу Закон РФ «О защите прав потребителей». Закон охватывает практически все стороны жизни и несет основную функцию, направленную на защиту людей от недобросовестных предпринимателей.

За прошедшие года законодательство в области защиты прав потребителей претерпело значительные коррективы, но основа, заложенная 20 лет назад, осталась неизменной. Для своего времени данный документ являлся достаточно прогрессивным и одним из немногих реально действующих законов. За прошедшие 20 лет миллионы потребителей смогли, опираясь на его нормы, отстоять свои права в споре с недобросовестными продавцами, исполнителями, изготовителями.

Закон РФ «О защите прав потребителей», который был принят  в сложный период только нарождающихся в нашей стране рыночных отношений, заложил важнейшие механизмы государственной и общественной защиты соответствующих потребительских прав граждан, что позволило достаточно эффективно сбалансировать их интересы с интересами предпринимателей и в конечном итоге на многие годы вперед получить целый комплекс системообразующих правовых норм, постоянно доказывающих свою действенность и жизнеспособность. 

Закон «О защите прав потребителей» постоянно актуализируется и дополняется новыми положениями, которые призваны  максимально отвечать тем изменениям, которые происходят в общественных отношениях.

Так, целый ряд по своему новаторских положений появился в Законе  «О защите прав потребителей» в 2004 году, в период  проведения широкомасштабной административной реформы федеральных органов исполнительной власти, что обусловило не только привнесение в Закон очередных важнейших изменений, имевших прикладной характер, но и передачу функций по государственному контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей вновь созданному органу  - Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзору).

Роспотребнадзор инициировал дополнительный блок масштабных новаций.

В частности, Закон РФ «О защите прав потребителей» был гармонизирован с требованиями Европейского Союза по этикетированию пищевых продуктов, полученных из ГМО.

Норма Закона РФ «О защите прав потребителей» об обязательной информации о товарах (работах, услугах) была дополнена положениями, согласно которым при предоставлении кредита гражданам стало являться обязательным своевременное предоставление достоверных сведений о размере кредита, полной сумме, подлежащей выплате потребителем, и графике погашения этой суммы, что стало значимым барьером на пути недобросовестных практик в таком активно развивающемся сегменте сферы услуг, как область потребительского кредитования.

Последние изменения в правовом регулировании отношений с участием потребителей коснулись статьи 40 Закона РФ «О защите прав потребителей», чья новая редакция вводит понятие федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

В числе других новых законоположений - конкретизация понятий неоднократного и грубого  нарушения прав потребителей, как оснований для инициативного обращения в суд с заявлениями о ликвидации изготовителя либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.

В настоящее время на качественно новый уровень должна выйти  реализация права потребителей на просвещение, посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. При этом законодательное закрепление права на участие в этой работе со стороны общественных объединений потребителей  позволит эту важную задачу решать более комплексно, консолидировано и всеобъемлюще.

Той же цели послужит и вовлечение общественных потребительских организаций в работу по подготовке государственных докладов о защите прав потребителей в Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время в системе общественных отношений Российской Федерации, как и в большинстве стран со стабильным социально-политическим устройством и последовательным курсом на всемерное укрепление и развитие рыночных институтов, в целом созданы базисные правовые и организационные  механизмы для действенной и эффективной  защиты прав и интересов потребителей - традиционно социально-ответственной и  значимой общественно-государственной функции.