Сообщение об ошибке

Notice: Trying to access array offset on value of type null в функции taxonomy_menu_trails_init() (строка 102 в файле /var/www/tigersoft/data/www/dev01.3364339.ru/sites/all/modules/taxonomy_menu_trails/taxonomy_menu_trails.module).

О проведении мероприятий по надзору за производством и оборотом мяса свинины и продуктов его переработки

Во исполнение Приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30.03.2012г № 430 «О проведении внеплановых проверок деятельности по производству и обороту мяса свинины» и писем Роспотребнадзора от 02.04.2012г №01/3290-12-32, от 03.04.2012г №01/3310-12-32, специалистами Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея с 09.04.2012г проведены внеплановые мероприятия на объектах, занимающихся производством и оборотом мяса свинины.

В республике Указом Главы Республики Адыгея от 02.02.2012г № 50 «Об установлении ограничений, направленных на предотвращение распространения заболевания африканской чумы свиней», утвержден перечень ограничений на оборот животных и продуктов животноводства, в том числе введен запрет на свободное выращивание свиней (на ввод (ввоз) в хозяйства и населенные пункты (дворы) и торговлю на рынках свиньями и продуктами переработки свиней непромышленной выработки.

На территории Республики Адыгея поголовье свиней на 01.03.2012 г. составило 54,9 тыс. голов. Промышленным выращиванием свиней в Республике Адыгея занимаются 10 сельскохозяйственных предприятий, 89% от общего объема выращенной продукции приходится на предприятие - ЗАО «Киево-Жураки АПК»- Агропромышленный комплекс «Адыгейский».

С целью недопущения возникновения и распространения африканской чумы свиней и локализации источника инфекции при проверке ЗАО «Киево-Жураки АПК»- Агропромышленный комплекс «Адыгейский» пресечены нарушения ветеринарно-санитарных требований обращения отходов производства и санитарно-противоэпидемического режимов.

В нарушение требований ст.21,22 Федерального Закона Российской Федерации от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п.2.9,5.8 СП №4542-87 на ЗАО «Киево-Жураки АПК»- Агропромышленный комплекс «Адыгейский» для обеспечения обеззараживания навоза биологическим методом путем его длительного выдерживания в течение 12 месяцев, отсутствует требуемое количество навозохранилищ (лагун), имеют место загрязнения прилегающей территории жидким навозом и навозными стоками, что может явиться источником загрязнения водоемов и почвы органическими отходами и способствовать распространению возбудителей инфекционных заболеваний, общих для человека и животных.

Органами государственного ветеринарного надзора не осуществляется контроль за выполнением «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», что является нарушением пп.7.1-7.3 данных правил.

По состоянию на 16.04.2012 г. в Республике Адыгея зарегистрировано 58 предприятий по производству мяса, мясопродуктов, из них функционирует 43 предприятия, в том числе 8 предприятий по убою животных и переработке продуктов убоя. Ассортимент вырабатываемой продукции составляет более 134 наименований, в том числе до 64 наименований полуфабрикатов. Производственные мощности предприятий используются на 35-50 %. 97% предприятий относятся к малому и среднему бизнесу, мощность предприятий до 5 тонн/сутки.

В целях пресечения путей и факторов передачи инфекционных заболеваний специалистами Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея в период с 09.04.2012 г. по 16.04.2012 г. проведены проверки 4 объектов мясоперерабатывающей промышленности, 1 предприятие по утилизации биологических отходов, 2 объекта торговли и 3 рынка (28 торговых мест). Совместно со специалистами Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея специалисты Управления участвовали при проверках 7 убойных цехов. В ходе проверок выявлено 120 санитарных правонарушений.

Грубые нарушения п.3.9 СП № 3238-85 «Санитарные правила для предприятий мясной промышленности» выявлены в убойных цехах в части предубойного содержания животных и нарушения санитарного и дезинфекционного режимов предприятия, сбора и утилизации навоза и биологических отходов, что может служить причиной возникновения и распространения болезней. В нарушение требований п.п. 3.11, 3.13 СП № 3238-85 «Санитарные правила для предприятий мясной промышленности» не проводится мойка и дезинфекция транспорта, используемого для перевозки животных и биологических отходов. Выявлены нарушения п.п. 1.5, 2.3, 2.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» при осуществлении производственного контроля за качеством и безопасностью вырабатываемой продукции, воды, состоянием производства, воздуха, почвы. В нарушении п.п. 2.6, 2.7 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» от 05.01.1996 г. № 13-7-2/469 , где говорится, что « почва (место), где лежали труп или другие биологические отходы дезинфицируют» в 5 убойных пунктах при уничтожение биологических отходов в специальных печах не организовано проведение санитарно-противоэпидемиологических мероприятий в местах складирования отходов.

Ветеринарными специалистами госветслужбы не осуществляется учет количества биологических отходов, не осуществляется браковка мяса и мясных продуктов, направление их на техническую утилизацию или уничтожение, не оформляется документация (заключение, обосновывающие браковку мяса со ссылкой на соответствующий раздел, пункт действующих Правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, заключение, составляющееся при браковке мяса и мясных продуктов в цехах переработки, предписание об уничтожении забракованных мяса и мясных продуктов), что являются нарушениями пп.1.3, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6 «Инструкции о порядке браковки, направления на техническую утилизацию и уничтожение непригодных в пищу мяса и мясных продуктов на мясоперерабатывающих предприятиях», (утв. Главным госветинспектором РФ 10.07.1996 г. № 13-7/681) и приводит к беспорядочной утилизации биологических отходов, что может способствовать возникновению и распространению заболеваний животных и людей.

В нарушение требований ст.29 ч.1 Федерального Закона Российской Федерации от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.8.2 СП №4542-87 «Санитарные правила для животноводческих предприятий» на предприятиях мясной промышленности не в полном объеме проводятся дератизационные мероприятия, что приводит к расселению и размножению грызунов, которые могут явиться источниками и механическими переносчиками различных инфекционных заболеваний.

На проверенных объектах торговли и рынках выявлены грубые нарушения ветеринарного законодательства при обороте мяса свинины. В нарушение ст. 32 ФЗ-52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на розничных рынках отсутствуют ведомственные лаборатории Управляющих рынками компаний. Имеющиеся лаборатории ветсанэкспертизы рынков подведомственны Управлению ветеринарии Республики Адыгея, которые в соответствии с Положением об Управлении ветеринарии Республики Адыгея, утвержденным Постановлением Кабинета Министров РА от 15.07.2010г №132, являются исполнительным органом государственной власти, осуществляющим государственный ветеринарный надзор. Несмотря на это, лаборатории ветсанэкспертизы осуществляют контроль на платной основе, не отвечая при этом за безопасность реализуемой потребителям продукции. Осуществление государственного контроля на рынках на платной основе приводит к нарушению основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), является нарушением ст.3 ФЗ-294 «О защите прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и приводит к конфликту интересов и неполному контролю за безопасностью реализуемой продукции. С одной стороны ветслужба уходит от ответственности за качество допущенной к реализуемой продукции, прикрываясь тем, что они являются государственным надзорным органом, с другой стороны, вступая в договорные отношения с продавцами, ослабляют надзорные функции, что порождают безответственность за допускаемые нарушения. В нарушении ст.14 Федерального закона от 27.12.2006г № 271 «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской федерации» Управляющие рынками компании при проверке соответствия продавцов и занимаемых ими торговых мест не выявляют данные нарушения и не принимают необходимых мер по их устранению.

В нарушении п. 6.1 «Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясопродуктов», в котором говорится, что «мяса и мясопродукты, прошедшие ветсанэкспертизу на предприятиях мясной промышленности и имеющие знаки (клеймо веет осмотра этих предприятий), поступающие для продажи в торговую сеть на рынках, контролю и трихинеллоскопии в лабораториях ветсанэкспертизы не подлежат» при поступлении мяса с боен на рынки республики при наличии ветсвидетельства формы 2 и клейма овальной формы, свидетельствующих о возможности реализации продукции без ограничений, работниками Управления ветеринарии Республики Адыгея проводилась повторная ветеринарно-санитарная экспертиза на платной основе без истребования необходимых документов (декларации о соответствии) и полных лабораторных испытаний продукции по показателям безопасности (на содержание токсичных элементов, антибиотиков, пестицидов, микробиологических показателей).

Таким образом, противоправные действия специалистов Управления ветеринарии Республики Адыгея приводят к незаконному обороту мяса свинины на предприятиях торговли в отсутствии декларации о соответствии и обязательного контроля за безопасностью (прослеживаемостью) от выращивания животных до реализации продукции, что является нарушением требований ст. 3,15,22 Федерального закона Российской Федерации от 02.01.2000 года № 29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и фактором риска возникновения инфекционных заболеваний.

В ходе проверки предприятия ООО «Мегаполис», производительностью до 400кг/час, выявлены нарушения при приеме и утилизации биологических отходов. В нарушение п.2.7 ВСП «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» N13-7-2/469 от 04.12.1995 г. после доставки биологических отходов не проводится дезинфекция транспортного средства, инвентаря, оборудования, что может служить источником загрязнения и распространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней. На объекте не осуществляется производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе выполнения работ за состоянием атмосферного воздуха (лабораторный контроль химических и физических факторов), качеством воды, сбрасываемых сточных вод, что не соответствует требованиям ст.32 Федерального Закона Российской Федерации от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения»; СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». В ходе проверки выдано предписание на устранение выявленных нарушений, подготовлены материалы в отношении ООО «Мегаполис» для передачи в суд для принятия решения о приостановлении деятельности.

За выявленные санитарные правонарушения возбуждено 18 административных материалов по ст. 6.3, 8.2, 10.8, 14.1, 14.43, 14.34 ч.1, 5; выдано 11 предписаний об устранении правонарушений, направлены материалы в суд для принятия решения о приостановлении деятельности в отношении 2 виновных лиц, в Прокуратуру Республики Адыгея на должностных лиц Государственной ветеринарной службы Республики Адыгея.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Адыгея проводится работа по информированию населения по профилактике зооантрапонозных заболеваний и обеспечению надлежащего качества мяса свинины и продуктов их переработки через средства массовой информации. Работа по предупреждению возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний и пищевых отравлений на потребительском рынке Республики Адыгея продолжается.