Немного истории о потребительском движении
Немного истории о потребительском движении
Каждый из нас, вне зависимости от своего положения в обществе, время от времени исполняет социальную роль потребителя – покупает либо заказывает какие-то товары и услуги. По сути, каждый член нашего общества обладает потребительскими правами. Эти права впервые озвучил Джон Ф. Кеннеди, который 15 марта 1962 года произнес в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель». «Потребители - это все мы» - сказал Кеннеди. - Потребители - это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение. Но это единственный голос, которого зачастую не слышно». Дж. Кеннеди назвал четыре основных права потребителя:
- право на достоверную информацию (то есть, защиту от недостоверной рекламы);
- право на безопасность (другими словами, на защиту от таких продуктов или услуг, которые могут быть опасны для здоровья или имущества потребителя);
- право на выбор (обеспечивающее возможность иметь выбор товара по сравнимым ценам и качеству);
- право быть услышанным (иначе говоря, право свободно высказывать свои интересы, а также отстаивать их).
Общества защиты прав потребителя всего мира сделали эти слова своим манифестом. Позже Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International - CI) дополнила еще четыре права:
- право на возмещение ущерба (на рассмотрение своих претензий и правовую помощь);
- право на потребительское образование (проще говоря, на приобретение знаний о своих правах и том, как их грамотно отстаивать, как повлиять на производителя);
- право на удовлетворение базовых потребностей (т.е. на получение товаров и услуг, необходимых для выживания);
- право на здоровую окружающую среду (т.е. на защиту от продуктов, негативно влияющих на окружающую среду).
И теперь Кодекс потребителя включает восемь прав.
Всемирная организация союзов потребителей (CI) - независимая некоммерческая бесприбыльная неполитическая организация, зарегистрированная в Нидерландах в 1961 г. Она объединяет более 180 общественных и государственных организаций, занимающихся проблемами защиты прав потребителей из 72 стран. CI защищает интересы потребителей всего мира, способствует развитию общественного потребительского движения и системы защиты прав потребителей в целом. Представляет интересы потребителей в ЮНЕСКО, структурах ООН, в ряде других международных организаций экономической и социальной направленности. CI оказывает своим членам помощь в обучении специалистов, обеспечении информации в области защиты прав потребителей.
Впервые Всемирный день защиты прав потребителей отмечался 15 марта 1983 г. Спустя два года - 9 апреля 1985 г. - Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей. С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание и законность. В них предусмотрены положения, которыми должны руководствоваться правительства при определении политики и разработке законодательства в области защиты интересов потребителей. Принятие резолюции ООН способствовало развитию международного сотрудничества в этой области.
В 1989 году в СССР была создана всесоюзная федерация потребительских обществ, куда вошли антимонопольный комитет, Госстандарт, санэпиднадзор, общества потребителей, кредитные союзы и т.п. С их помощью множество людей сумели отстоять свои интересы в сложных ситуациях, нередко возникающих по обе стороны прилавка и в сфере услуг.
Впервые Россия отметила Всемирный день защиты прав потребителя в 1992 году, когда был принят закон РФ «О защите прав потребителей», законодательно закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций торгующих или оказывающих услуги системы защиты прав потребителей. Более широко этот праздник отмечался во всех регионах в 1994 г., но официально начало ему положено в 1996 году с момента вступления Российской Федерацией во Всемирную Организацию Союза потребителей.
Интересной особенностью праздника, «Дня защиты потребителя», является традиция каждый год проводить его под новым, особенным девизом, подчеркивающим основные на данный момент проблемы в сфере защиты интересов людей.
В 2014 году этот день пройдет под девизом «FixOurPhoneRights! Justice for mobile consumers» («За права потребителей услуг мобильной связи!»). Таким образом, в 2014 году акцент будет делаться на защите прав потребителей услуг мобильной связи.