Сообщение об ошибке

Notice: Trying to access array offset on value of type null в функции taxonomy_menu_trails_init() (строка 102 в файле /var/www/tigersoft/data/www/dev01.3364339.ru/sites/all/modules/taxonomy_menu_trails/taxonomy_menu_trails.module).

Научно-практическая конференция «Государственная семейная политика и пути ее совершенствования»

3 апреля 2008г. специалисты Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея приняли участие в работе республиканской научно- практической конференции «Государственная семейная политика и пути ее совершенствования»

2008 год не случайно объявлен в Российской Федерации годом семьи. Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Именно семья организует жизнедеятельность человека, определяя материальное положение, образовательный уровень, социально- профессиональный статус, и что особенно важно, духовное развитие. Семья представляет большую ценность, и в интересах общества необходимо всячески ее укреплять. Из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь те качества, которые становятся источником созидания или разрушения. Как больная клетка создает больные организмы, так и духовно ущербная семья воспроизводит в обществе нравственно нездоровые отношения. Поскольку семья выступает как базовое, фундаментальное условие функционирования общества, как важнейший элемент его самоорганизации, необходимо четко определить, какое содержание включается в это понятие, в чем сущность семьи, каково ее глубинное назначение.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой нормы и образцы поведения, опирающиеся на религиозные и нравственные представления. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

В научной и популярной литературе утвердилось представление о семье, как о первичной ячейке общества, которая рассматривается как специфическая форма организации личной жизни, быта и потребления и призвана, в первую очередь, обеспечить воспроизводство населения. Однако акцент на демографической стороне такого многослойного и многофункционального социального организма как семья уводит от понимания внутренних противоречий его развития, истоков и механизмов кризиса. Во- первых, семья - это сложное социокультурное явление. Специфика и уникальность ее в том и состоит, что она фокусирует в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного.

В структуре семьи можно условно выделить три взаимосвязанных блока отношений: 1 - природно-биологические, (т.е. половые и кровнородственные); 2-экономические, т.е. отношения на базе домашнего хозяйства, быта, семейной собственности; 3-духовно-психологические, нравственно-эстетические, связанные с чувствами супружеской и родительской любви, с воспитанием детей, с заботами о престарелых родителях, с моральными нормами поведения. Только совокупность названных связей в их единстве создает семью как особое социальное явление. Не может считаться семьей естественная близость мужчины и женщины, не закрепленная в правовом отношении и не связанная общностью быта и воспитания детей, поскольку это не что иное, как сожительство. Экономическое сотрудничество и взаимопомощь близких людей, если они не основаны на узах брака и родства, также не являются элементом семейных отношений, а только деловым партнерством. И, наконец, духовная общность мужчины и женщины ограничивается дружбой, если отношения между ними не принимают свойственную семье форму развития.

Только совокупность названных отношений в рамках единого целого представляет собой семью. Отношения эти очень разнородны, противоречивы, а порой и несовместимы, поскольку выражают духовное и материальное, возвышенное и будничное. В силу этого семья заключает в себе как факторы развития, так и источники противоречий, конфликтов, кризисов. В то же время, чем полнее реализуется в семейном союзе совокупность разнородных отношений, чем теснее их взаимосвязь, тем прочнее семья. Всякое же ослабление, свертывание, выпадение одной из подсистем целостного комплекса связей отрицательно сказывается на устойчивости семьи, делает ее более уязвимой для разрушительных тенденций. И хотя семья с момента своего возникновения, будучи изначально сложным социальным явлением, включала в себя и природно-биологические, и нравственные, психологические, и экономические аспекты жизнедеятельности, влияние их на организацию ее жизни на протяжении развития человеческого общества было далеко не однозначно.

Человека нельзя рассматривать изолированно от влияния социума: его традиций, моды, обычаев, нравов и т.п. Человек - существо социальное. Он живет в обществе, которое само состоит из множества сообществ: ассоциаций, социальных институтов, объединений, группировок, больших и малых коллективов, находящихся между собой в определенных взаимоотношениях. Весь этот живой, динамичный социальный фон отражается не только на сознании, но и на характере чувств человека, его поведении, ценностных ориентациях. Он же в значительной степени влияет на микроклимат семьи, характер отношений между супругами: может задавать высокий нравственный настрой или же распространять на семью метастазы болезни общества, усиливая ее неустойчивость. Поэтому истоки кризиса семьи заключаются не только в индивидуальных характерах супругов, их личностных качествах. Семья рассматривается как неотъемлемая часть в первую очередь того социального образования, из которого она вырастает и черты которого наследует и несет в себе. Таким образом, мы вступаем в сложный мир такого практически забытого социального явления, как род. Именно он порождает семью, задает ей ориентиры развития, выпускает в самостоятельную жизнь и в то же время продолжает удерживать ее множеством незримых нитей в сфере своего влияния.

Устремленность к высшим идеалам или, напротив, заземленность устремлений, альтруизм или эгоизм, совестливость или душевная черствость у молодых людей часто имеют родовые корни. Чем полнее семья впитала лучшие качества и свойства родов, их ценностные ориентации, традиции, обычаи, чем глубже приняла в себя их дух и назначение, тем богаче ее внутренняя жизнь, тем она устойчивее и стабильнее. Сущность и смысл семьи, таким образом, состоит не просто в воспроизводстве населения, как считают некоторые социологи, а в продлении рода в самом широком смысле слова. Семья выступает как связующее звено поколений рода во всех планах бытия.

При таком подходе каждая конкретная семья перестает восприниматься как социальное явление, имеющее и начало, и неизбежный конец. Она получает еще одну систему координат, отражающую по вертикали глубину и прочность связей с родом как носителем общего социального опыта, мудрости, социальных ориентиров и ценностей, наконец, самого духа рода.

Только в том случае, когда обычаи и традиции составляют суть национального самосознания, включают в себя опыт народа, они становятся духовно-нравственными ориентирами каждой семьи.

Таким образом, кризис института семьи, который наблюдается в последнее время и кризис современного российского общества тесно взаимосвязаны и имеют общие корни. Необходимо акцентировать внимание не на частных проявлениях проблемы семьи, а видеть ее в контексте развития того социума, из которого она вырастает.

И еще один момент, на котором хотелось бы остановиться подробнее

Сегодня семья, общество и государство должны четко формулировать свои требования к образованию. Большинство семей хорошо понимают, какой они хотели бы видеть будущую жизнь детей и что именно для этого нужно.

Вопросы образования и здравоохранения находятся сегодня в центре внимания всей страны. Развитию и совершенствованию этих сфер жизни посвящены две из четырех национальных программ, и от того насколько успешно они будут реализованы, напрямую зависит судьба России.

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным. Все признают, что детей необходимо воспитывать и давать им образование. Когда же идет речь о смысле воспитания и образования, то задача каждого педагога и школы в целом состоит в том, чтобы дать знания и сформировать определенные понятия.

Понятия - это сущностные представления о предметах, процессах, событиях, явлениях. Основной логической функцией понятия является выделение общего, то есть процесс познания идет от общего к частному.

Знания - это закономерности построения предметов, развитие процессов, событий, явлений; проверенный практикой результат познания действительности, ее верное отражение в мышлении человека.

Понятие отвечает на вопрос - что, о ком, о чем? Знание отвечает на вопрос - почему, как? Школа должна сформировать в сознании ребенка не только категории «понятие» и «знание», но и взаимосвязь между ними. На основе полученных понятий и знаний ребенок приобретает умения.

Умением называется способность использования понятий и знаний для моделирования жизненных технологий. Человека можно оценить по следующим критериям: количество приобретенных умений, их глубина и значимость. Школа - начальная, средняя, высшая, осуществляя образование и воспитание должна давать как можно больше этого потенциала, больше умений моделировать жизненные технологии, моделировать конечный результат. Чем больше молодой человек может смоделировать технологий, тем больше пользы для него самого и для общества, больше количество и глубина дел, которые человек может выполнять.

Умение - это человеческий потенциал. Можно сказать, что потенциал - понятие виртуальное, мысленно-теоретическое, потому что если теория не воплощена в практику - потенциал не задействован. Только за умения зарплату не платят. Платят за произведенную продукцию. Даже если человек много знает, но еще ничего не произвел, пользы от этого мало.
Поэтому умение вбирает в себя способность моделировать жизненные технологии, а человеческий потенциал измеряется этой способностью.

Когда умения воплощены в практику - получается дело. Результатом дела становится продукция, которая имеет и предложение, и спрос, и стоимость.

Итак, школа должна оказывать образовательную услугу в рамках общеобразовательного стандарта. Образовательная услуга должна оказываться школой так же, как услуга в магазине: пришел, заказал, оплатил, получил. Причем, права потребителя образовательной услуги должны быть законодательно защищены. Если государство оплачивает образование, то оно вправе устанавливать объем образовательных услуг. Государственный стандарт выражается в учебных программах и знаниях, которые обязаны получить дети

И задача нашей службы- Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея заключается в том, чтобы оценить условия осуществления образовательного процесса, в этом заключается гигиенический аспект.

Но Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея, осуществляя надзорную деятельность, выполняет двуединую задачу - гигиеническую и защиту прав потребителей.

Цель Управления Роспотребнадзора по РА - добиться оказания качественной и полной образовательной услуги. Учебная нагрузка каждого из предметов должна быть представлена в соответствии с программой на все 100%, но при этом не должна создавать угрозу жизни и здоровью учащихся.

В новых экономических условиях школа оказывает образовательно-воспитательную услугу. Заказчиком является государство, так как оно оплачивает данную услугу, а школа является исполнителем. Главнейшим условием выполнения стандарта образовательной услуги является защита прав потребителя данной услуги, т.е. учащегося. По закону мы должны требовать заключения договоров между родителями учащихся и самой школой. Для внедрения государственного образовательного стандарта в полной мере необходимы на наш взгляд, две равноправные, договорившиеся стороны.

И возвращаясь к теме доклада, можно сказать, что институт семьи является классическим примером простого социального института. Семью следует рассматривать как систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм.

Социальная общность может возникнуть при условии совпадения нравственных критериев, основа которых также закладывается именно в семье.